Митрополит Сурожский Антоний. Труды

что Он— Господь, что Его пути должны быть нашими путями, Его мысли должны

стать нашими мыслями? Что если Господь разметает весь порядок, который нам так

дорог, порядок иногда мертвый, безжизненный, но порядок, в котором нам привычно

и удобно стало жить, без глубоких чувств, без сильных переживаний, без всякой

особенной мысли, живя как живется— только бы защищенной жизнью.

И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, что ради нас,

чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, Он избирает свободно

полную незащищенность, изгнанничество, соглашается, еще до Своего рождения,быть названным чужим и лишним, готов быть отброшенным, исключенным, готов Себяотдать. И этим Он делается как бы, по-земному говоря, свободным. Миру, которыйЕго не принимает, Он ничем не обязан, Он этому миру может говорить правду, Онможет действовать с царственной Своей свободой. Те, кто прислушиваются к Нему,делаются Его друзьями. Он Сам говорит: Я вас больше не называю слугами, рабами,потому что слуга не знает воли своего господина, а Я называю вас друзьями, потомучто вам Я все сказал (Ин15:15)— все о Божиих путях, все о Своемпути и все о наших путях.И это продолжается через всю жизнь Христа. Он окружен небольшим кругомлюдей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду:правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и отом, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, которыйБогу снова стал своим. А дальше— целое море противления; железное кольцоврагов и толпа испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, ораспятии Спасителя: на холме стоит крест, и на кресте умирает плотью Сын Божий.Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам,кроме греха, Он умирает, потому что Он стал на сторону Божию, и окружающий Егомир не мог, не захотел Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, тоесть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козелотпущения (Лев16:5—10), на которого ложились грехи древнего Израиля икоторый изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобыоткрыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему неприобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включаяпоследствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Онумирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем ТыМеня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осужденычеловеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим закономневинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видитсвое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именнопотому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которые