Митрополит Сурожский Антоний. Труды

лишним лет назад слышала дивное благовестие о том, что рождаемое Святое

наречется Сыном Божиим (Лк1:35), но слышала также от Симеона

Богоприимца, что Ей пройдет оружие через сердце (Лк2:35). И вот теперь

совершается то, ради чего Она принесла Младенца Христа в Иерусалимский храм

представить Его перед Богом. Всякий младенец мужеского пола в Израиле

приносился Богу как выкуп за смерть египетских младенцев (Исх13:15),

погибших при Моисее, когда евреи ушли из египетского плена, из рабства. Над

каждым новорожденным младенцем мужеского пола Бог имел власть жизни и смерти. Иэту власть Он никогда не употреблял: символически в виде выкупа приносилась вжертву жизнь ягненка или двух голубей (Исх13:2, 12—15; Лев14:22).Но в этот раз, единственный раз в истории, когда в Храм, в место Егособственного пребывания, принесли Сына Божия, эта жертва была принята иосуществлена на Голгофе. Выкуп был принят, и жертва принесена. И на все этосмотрели люди. Божия Матерь, Которая тогда в храм принесла Младенца, отдав Егораз и навсегда Богу, безмолвно предстоит у креста и дает Своему Сыну умереть поЕго свободной воле и по премудрой воле Отца. Ученик Иоанн знает только любовь,совершенную, открытую веру, и он тоже стоит, безмолвно, ни словом, ни движениемне восставая против происходящего, потому что он неограниченно верит, чтосовершается правда, раз его Учитель и Господь так захотел (Ин19:25—26).А дальше еще люди— воины, которые распяли Спасителя и двухпреступников; они не чувствуют никакой ответственности, они выполняютприказание (Лк23:33—37). Как они страшно похожи на нас, во многихобстоятельствах нашей жизни, когда мы допускаем неправду, когда мы еесовершаем, когда мы в ней соучаствуем и говорим: мы поступаем по закону, мыпоступаем так, потому что нам велено… Как легко перенести ответственность назакон, на других, на обстоятельства, на свое бессилие, на что угодно, только быне взять на себя ту ответственность, которая могла бы в нас быть признакомнашего человеческого благородства! И враги Христа, смеющиеся над Ним,торжествующие, а затем толпа. Эта толпа так на нас похожа! Толпа пришла назрелище: жизнь бесцветна, ничего в ней не случается, и вот должна совершитьсяказнь— посмотреть бы! Должны распять Того, Кто Себя объявлял Спасителеммира, Сыном Божиим, Того, Который творил чудеса, молитву Которого слушал Бог,—пойти бы посмотреть: что дальше будет? (Лк23:35). Не для того, чтобысоучаствовать, а для того, чтобы посмотреть, или соучаствовать только краемдуши, взволноваться— и только.Мы не идем смотреть на казни, нас не допускают в тюрьмы, редко-редко мы пойдемв больницу, но как часто бывает, что, когда у кого-то горе, вокруг негособираются друзья разделить горе. Но как неравномерно и несправедливо это гореразделяется. Человек придет к другому, посидит, послушает, изнутри своегоблагополучия скажет несколько утешительных слов, или по случаю чужого горявозродится воспоминание о собственном горе, и он с ним поплачет, или, в лучшемслучае, на какой-то недлительный срок проснется настоящее сострадание, но как