Митрополит Сурожский Антоний. Труды

пословица: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Настоящая

любовь умеет полюбить человека «черненьким», и пример этого отношения я дам,

разбирая одну из самых коротких начальных молитв службы обручения.

Я уже говорил о том, что человека любят не за что-нибудь,— наоборот,

он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Во

второй молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистую

деву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто

эта Церковь? Церковь— мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мыможем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, увсех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены,— как же Богмог на нас посмотреть и выбрать, будто мы чисты? Дело в том, что Бог на нассмотрит и видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то,чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. Ипотому, что мы любимы, потому, что с нами случилось это чудо— кто-то внас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, ачудесное,— мы можем начать расти, расти из изумления перед этойлюбовью, расти из изумления перед тем, что этой любовью нам показана нашасобственная красота, о которой мы не подозревали. Я говорю, конечно, не о тойвнешней, поверхностной красоте, которой мы все кичимся— чертами лица,умом, чуткостью, талантом,— нет, о другой красоте.И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека,единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте— этоего любить, любить не за его добродетели или совершенства, не вопрекитому, что он несовершенен, а любить просто потому, что он человек, и потому,что человек так велик и так прекрасен сам по себе. В это мы можем веритьвсегда. Мы не всегда можем это видеть, только глаза любви могут нам позволитьпрозреть это. На человека можно смотреть либо безразличным взором— итогда мы ничего не видим, мы замечаем только внешние проявления, черты лица,расцениваем человека так же, как мы расцениваем все прочее: собаку, лошадь илипредмет, который мы хотим купить. Или мы можем смотреть глазами злобы,ненависти, подозрительности. Тогда мы ничего в нем не видим, кроме того, чтоотвечает нашему к нему отношению,— потому что в каждом человеке можно,конечно, найти что-то неладное, «не то», и это «не то» заслоняет порой что-тогораздо более важное. Только глазами любви мы можем видеть человека таким,какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно кнему относиться. Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мыхороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Оннас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что наскто-то— Бог или человек— может полюбить без всякого основания,просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем статьдругими людьми. И в браке это так важно, так важна эта вера в человека иэта способность помнить, что только любовью можно из него сделать— нет,