Митрополит Сурожский Антоний. Труды

устремленностью. Вот почему поминаются здесь Ревекка и Исаак. И каждый из нас,

когда выбирает жениха и невесту, должен поставить себе вопрос: «Почему я его

выбираю? По каким-то внешним, земным свойствам или потому, что между нами

совершилось чудо?»

Дальше священник дает жениху и невесте перстни, и они обмениваются ими три

раза, как бы три раза говоря: «Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное

движение души, это продуманное действие». И священник произносит: Обручается

раб Божий (раба Божия)… во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Этим совершаетсяпервый шаг их соединения. Теперь они стоят со свечами и с кольцами.В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмоили документ печатью, и решающую роль играло то кольцо, на котором была личнаяпечать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо иупоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, этоозначало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь,свою честь, свое имущество— все. И вот, когда венчающиеся обмениваютсякольцами (я говорю именно обмениваются, потому что каждый из них сначаланадевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, раньше чемоставить на своей руке)— когда супруги обмениваются кольцами, они как быговорят друг другу: «Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себядоверяю тебе». И, конечно, не может быть такого обмена кольцами междулюдьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общуюжизнь от начала и до последнего дня.Перстнем наделил своего блудного сына отец в притче Господней. Юноша ушел издома, отрекшись от него, и вернулся с покаянием. И отец ни одним словом его неупрекнул. Увидев его, приходящего обратно в отчий дом, он сам поспешил к немунавстречу, он его обнял, он как бы утешал его: да, ты ошибся, ты поступил такжестоко, когда ушел от меня и от своего брата, и от всех, кто тебя любил, нонаши сердца остались верными тебе. И тут же он призывает своих слуг и говорит:принесите сандалии, принесите первую одежду, которую он носил, и, наконец, даетему перстень (Лк15:22). Тем самым отец говорит сыну: раз ты вернулся комне, раз ты показал, что хочешь быть снова моим верным сыном, я тебе дажевопроса не ставлю о том, как ты жил, ради чего ты жил, я тебя принимаю со всем доверием.Потому что, пройдя через опыт неверности, пройдя через опыт страдания,обманутости друзьями, которые хотели тебя знать, только пока ты был богат, тытеперь будешь мне верен до конца— не мне лично, конечно, а верен нашейлюбви, нашей дружбе, нашему дому.Так говорит отец, но таково же значение и самого кольца. И когда супругиобмениваются кольцами, они именно обещают друг другу, что если когда-нибудьчто-либо случится между ними, если когда-нибудь будет ссора или даже неверностьсо стороны одного по отношению к другому, измена, обман, неправда,— иесли виноватый вернется, то ему ничего не будет поставлено в упрек. Потому чтоон вернется и скажет: «Вот, я пришел (я пришла), можешь ли ты меня принять, или