Митрополит Сурожский Антоний. Труды

только православных, но и верующих инославных178,

которые не могут вместе с православными причаститься от одной чаши, и потому

эта чаша символизирует, как бы издали, приобщенность. А с другой стороны, вы,

наверное, помните, как в древности говорили о том, что чаша, которая

испивается, представляет собой человеческую судьбу. «Пить чашу до дна»—

это значит разделить судьбу до самого дна, то есть до самой глубины

приобщенности. И жених с невестой так именно приобщаются этой чаши, которая

перед тем коротко благословляется священником. После чего священник их водитвокруг аналоя, на котором лежит Евангелие Христово. Три раза они обходят еговслед за священником. Число три в Ветхом Завете, как и в Новом, означаетполноту времени. В постриге, как и в начале венчания, три раза ставится вопрос:хочешь ли ты? Первый раз ты можешь быть взят врасплох, второй раз ты можешьответить полууверенно, а в третий раз ты уже должен поступить с совершеннойуверенностью. Так и тут— жених и невеста три раза ведутся вокруг аналоя,на котором лежит Евангелие, а Евангелие— это, с одной стороны, словоБожие, то, что проповедал нам Христос, а с другой стороны, оно как бы икона,потому что Христос называется Божиим Словом: Он должен быть в центретого шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.В прошлой беседе я говорил о том торжественном шествии, в котором священникведет за собой, держа в руке крест Господень, новобрачных вокруг того стола, вцентре которого лежит Евангелие— слово Божие и икона Божиего Слова,ставшего плотью. Во время этого шествия поются три песнопения: Исаия, ликуй!Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога и человека. Восток имя Ему. Егожевеличающе, Деву ублажаем. Здесь вспоминается Исаия, который еще за многостолетий до Рождества Христова предсказал рождение от Девы Сына Божия. Он СынДевы, человек,— но и Бог: «Эммануил» значит на еврейском языке «с намиБог». Имя Ему Восток, то есть начаток, восход солнца; и величающе Его, мыублажаем Деву Богородицу. Здесь именно говорится о том, что событие, которое мысейчас празднуем, этот брак, включается в тайну богочеловечества, что это несобытие просто земное. Это начало Божиего Царства: с нами Бог, Эммануил.Второе песнопение: Святые мученики, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся,молитеся ко Господу помиловатися душам нашим. Мученики это не толькострадальцы. Древнее греческое слово, обозначающее мученика, значит «свидетель»179. И вот здесь говорится о том, что всесвидетели Христовы, которые достойно пронесли свой крест и которые достиглипобеды, то есть венчались победой в конце концов, представляют нам образец.Жизнь этой пары, жениха и невесты, должна быть такой, чтобы все поняли, что такоеЦарство Божие, пришедшее в силе, что совершается с четой в тот момент,когда они предают свою жизнь Богу и когда Бог из этой жизни земной делает нечтосовершенно непостижимое по красоте, по глубине, по величию, что это уже небо наземле.И третье песнопение: Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало,мучеников радование, ихже проповедь Троица Единосущная.