Митрополит Сурожский Антоний. Труды

выросли в ту меру, когда они соединились с Ним уже неразлучно, когда Он живет в

них полностью, но они столько уже знают, столько пережили, что могут и с

другими поделиться.

И вот мне хотелось вам указать на эту параллель между Ветхим и Новым

Заветом: начало мира, которое непостижимо для нас, начало Евангелия, которое

тоже, в каком-то смысле, непостижимо, потому что мы не можем встать на место

первых учеников. Как весь Ветхий Завет— рассказ о том, что было после

падения, так и в Новом Завете все, что начинается с Деяний апостольских,—это становление: становление каждого из нас, становление всего мира,становление народов; оно происходит порой бурно, порой мирно, но этостановление, это история, но история, в середине, в сердцевине которойнаходится Христос.Уроки Ветхого ЗаветаУроки Ветхого Завета192Этот ряд бесед мы посвятим темам из Ветхого Завета, а именно—отдельным личностям, проблемам и тем житейским положениям, в которых онинаходились, а также проблемам, которые они сами порой представляют.Многие из вас слышали имя Адама. Адам— это человек, каким егосотворил Бог изначально. Рассказ первых глав Ветхого Завета в какой-то мересимволичен— в том смысле, что он говорит о событиях, происходивших вмире, которого мы больше не знаем, в мире до грехопадения, в мире, который жил,существовал, действовал, рос до момента, когда Бог и человек разошлись, как быпотеряли друг друга. И поэтому, говоря об Адаме, говоря о некоторых другихличностях после него, приходится принимать во внимание, что язык этихповествований— это язык нашего времени, а сами события для наснепостижимы. Мы не знаем, что значит вдруг из небытия быть вызванным Богом кбытию, причем не актом насилия, не просто волей Божией, а любовью Божией,говорящей нам: приди, восстань из несуществования! Приди— Я Себя отдаютебе всей любовью Своей, всей лаской, всей заботой, но вместе с этим Я тебяоставляю свободным. Ты можешь Меня выбрать, ты можешь от Меня отвернуться. Ядаю тебе возможность быть и возможность жить, но как ты будешь жить, кем тыбудешь— зависит исключительно от твоего решения, от твоего безумия или оттвоей мудрости.Слово «Адам» значит «глина», «земля», «почва». Бог как бы создает Адама изсамой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является некимзавершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет,Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, которыйблагодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последнейбылинке, к самой малюсенькой песчинке— или к самой лучезарной звезде.Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, послову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мостумежду двумя безднами. Одна— бездна небытия, откуда его вызвало творческое