Митрополит Сурожский Антоний. Труды

постепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонский

говорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, но иди,

не останавливаясь.

Но что может так потрясти душу, чтобы человек решился все изменить в своей

жизни? Я вам могу привести пример. Будучи тюремным священником в Лондоне, я

встретил одного заключенного, у которого, не в пример другим, было радостное

лицо, чувствовалась в нем какая-то надежда. Я сначала думал, что кончается его

срок, но он только начинался. Я его спросил: «Откуда у тебя такое вдохновение?»Он ответил: «Вы этого не можете понять. Я с юношества был вором, и воромталантливым, меня никто не мог словить, никто не сумел меня обличить. Нопостепенно я начал понимать, что я на дурном пути. Я начал видеть последствиясвоих поступков, видеть, как люди, обокраденные мною, оплакивали драгоценныедля них вещи, пусть безделушки, но такие вещи, которые им были дороги каквоспоминания о детстве, о скончавшихся родителях. Я решил меняться. Но язаметил, что каждый раз, когда я делал попытку перемениться, люди на менясмотрели с подозрительностью: раз он меняется, значит, что-то неладно в нем. Ия каждый раз возвращался к прошлому. А потом я был взят, меня поймали на деле,судили, посадили, и теперь все знают, что я был вором, но когда я вернусь вжизнь, я могу сказать: да, я был вором, но теперь я решил быть честнымчеловеком, мне нечего скрывать ни от кого».Это редкий случай, это не всякому удается. Редко кто среди нас вор, но ктоиз нас может сказать, что у него нет в жизни таких тайн, которые он хотел быскрыть от других людей во всех областях, не только в порядке честности, но и вплане человеческих отношений. Я сейчас не хочу в это вдаваться, к этому мывернемся по поводу какого-либо другого высказывания Спасителя Христа. Но каждыйиз нас может перед собой вопрос поставить: хватает ли мне мужества себяобличить перед людьми?— даже не провозглашением своей неправды, а тем,что люди заметят, что я не такой, каким был.И те люди, которые встречали Иоанна Крестителя, встречались не только с егосилой (я уже об этом говорил), с его прозрачностью, которая его делала толькогласом Божиим, или с его смирением,— они встречались с бескомпромиссностьюв его лице, с человеком радикальной цельности. Видя его, они могли себясравнить с тем, что он собой представлял, и это было побуждением для нихпокаяться, то есть с ужасом увидеть свое бедственное состояние и решить: таким,такой я жить больше не могу. Я видел, я видела нечто, что уже положило конецпрошлой моей жизни, теперь должно начаться новое.Продолжим чтение Евангелия от Марка:И было в те дни, пришел Иисус из НазаретаГалилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увиделИоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был снебес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк1:9—11).Рассказ, как вы видите, очень схематический и короткий, я его восполню отрывком