Митрополит Сурожский Антоний. Труды

говорится, что родится Младенец, Который, раньше чем сумеет отличать добро от

зла, выберет добро, потому что и в человечестве Своем Он совершенен.

И вот этот Человек Иисус Христос (Рим5:15), возрастая до

полноты Своего человечества, полностью берет на Себя то, что возложил на Него

Бог, что возложила на Него вера Пречистой Девы Богородицы. Погружаясь в эти

мертвые воды иорданские, Он, как чистый лен, погружаемый в красильню, вступает

белоснежным и выходит, как говорится опять-таки в пророчестве Исаии

(ср.:Ис63:1—3), в окровавленной одежде, в одежде смерти, которую Ондолжен на Себе понести.Вот о чем говорит нам крещение Господне: мы должны понять, какой подвиг внем, какая любовь к нам. И перед нами вопрос ставится— не впервые, аснова и снова, настойчиво: как же мы ответим на это?После того как Спаситель был крещен, Дух ведет Христа в пустыню:Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; иАнгелы служили Ему (Мк1:12—13).Это опять-таки чрезвычайно сжатое описание события, которое, включая в себяцелых сорок дней, было, конечно, гораздо более богато содержанием. Но мы должныпомнить, что евангелист Марк писал тогда, когда евангельская проповедь оченьшироко разлилась, и поэтому он коротко говорит о том, о чем уже говорили многиедо него. В восполнение этого текста я прочту вам из Евангелия от Луки первыечетырнадцать стихов четвертой главы:Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратилсяот Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем отдиавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Исказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, новсяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему всецарства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам властьнад всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даюее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ:отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одномуслужи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему:если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедаето Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о каменьногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисусв силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране(Лк4:1—14).Я думаю, что нам надо внимательно вдуматься в то, что представляет собой этоискушение, потому что совершившееся со Христом в пустыне совершается временамис каждым из нас. Конечно, не в такой обстановке, не с такой выпуклостью, не так