Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Тебя сошел Святой Дух, все Твое человечество трепещет полнотой своего

бытия,— докажи это. Вот Ты проголодался. Сорок дней Ты постился, разве Ты

не имеешь теперь власти над всем сотворенным? Смотри, вокруг Тебя камни лежат,

возьми хоть один из них, прикажи ему стать хлебом и насыться… Разве это не то,

что случается с нами, когда мы чувствуем в себе некий подъем силы и, однако, мы

в какой-то нужде: нельзя ли эту силу, которая чисто духовна, употребить для

удовлетворения настоящей, насущной нужды? Неужели я должен умереть с голоду,

когда имею возможность что-то сделать этой силой? Иисус отвечает: Не хлебомодним будет жить человек, но всяким словом Божиим. А слово Божие— этоне заповедь, это то животворное слово, которое Бог произносит, когда каждыйчеловек вызван из небытия в бытие, это то слово, которое нас держит, благодарякоторому мы существуем, благодаря которому мы живы и можем вырасти в полнуюмеру нашего существа. Христос отверг унижение этой Божественной силы в Себеради жалкого удовлетворения Своей нужды: меньше, чем на служение Богу, меньше,чем на служение людям, такую силу нельзя употребить.И побежденный диавол обращается к Нему с другим искушением: Ты не захотелдля Себя одного употребить эту силу— пойди со мной, вот высокая гора, сэтой горы я Тебе покажу все царства вселенной, Ты одним взором их окинешь и всеувидишь, и я Тебе дам власть над всеми этими царствами, всю славу их; она мнепредана, кому хочу, тому даю их, Ты только мне поклонись— и все будетТвое. Разве это не соблазн, который и нам приходит? Никто нам царства не предлагает,никто нам особенной славы не предлагает, но как часто вкрадывается в нашумысль: если ты то, чем себя теперь ощущаешь, разве ты не имеешь прававласти над другими людьми, разве ты не имеешь права распоряжаться ими? Почемубы тебе эту громадную силу не использовать для добра? Это искушение антихриста,и от этого искушения Христос отрекся: Господу Богу твоему поклоняйся, ЕмуЕдиному служи. Это искушение властью— властью поработить других, тоесть стать тем, чем антихрист станет: прислужником сатаны, его властьюпревращающим в рабов всех тех, которые не станут перед ним подобно Христу и нескажут: Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи!И третье искушение. Дьявол взял Христа на крыло храма: если Ты СынБожий, бросься вниз, ведь Священное Писание обещает, что Тебя поддержат ангелы,что ничего с Тобой не случится,— порази людей чудом, докажи им, что ТыСын Божий, что Ты можешь то, чего никто не может сделать. Как часто и намхотелось бы совершить чудо— не для того, чтобы подкупить людей, не длятого, чтобы они пали перед нами на колени, а для добра: если бы только я могсовершить чудо, излечить человека, которого я люблю! Если бы только я могсотворить чудо и избавить родину от порабощения! И тут нам тоже надо, какХристос, сказать: не искушай Господа Бога твоего.Так что эти искушения, которые кажутся относящимися только ко Христу,относятся прямо, непосредственно к нам. Искушение силой: ты голоден, ты внужде— употреби же свою силу, чтобы избавиться от этого. Искушение