Митрополит Сурожский Антоний. Труды

нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова,

из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?

Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила,

говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил

говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели

позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал

Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин1:41—49).

В чем интерес этого рассказа? В том, что говорит Нафанаил: может ли изНазарета что доброе быть? Почему такое пренебрежительное отношение к Назарету?Вы поймите: Назарет находился в нескольких километрах от того места, где жилиПетр, Иоанн, Иаков, Андрей, Филипп. Как бы вы отреагировали, если бы кто-нибудьк вам подошел и сказал: «В лице юноши, которого ты знаешь с детства, которыйживет в четырех километрах от тебя, мы обрели Спасителя мира»? Конечно, мыотреагировали бы так же, как Нафанаил: «Каким образом Спаситель мира можетродиться в соседней деревне? Может ли из Назарета что-либо доброе прийти?» АФилипп ему говорит замечательную вещь, которая несколько раз повторяется вЕвангелии: пойди и посмотри. То есть: переживи то, что мы пережили,когда встретили Его. Ты посмотри на Него открытым взором, попробуй понять.Иисус, видя, как он подходит, говорит: вот подлинно Израильтянин, в которомнет лукавства. И Нафанаил, естественно, удивляется: почему Ты знаешьменя? Иисус ему отвечает: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты былпод смоковницею, Я видел тебя. И на это, как будто совершенно нелогично,Нафанаил отвечает: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Какая логика вэтом?А вот какая. Речь, ясно, идет не о том, что Нафанаил удивляется, что он неожидал, что Иисус видел его сидящим под смоковницей. Если его видел Филипп, могего видеть и Иисус. Видеть— да, но как? По преданию, в это время Нафанаилсидел под смоковницей и молился Богу о том, чтобы Господь пришел на помощьСвоему порабощенному народу. Он молился. И когда Христос ему сказал: прежденежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя,— Нафанаилвдруг пережил, понял, что говорит с Тем, к Которому была обращена его молитва,что перед ним Живой Бог, ставший живым человеком. И в ответ на этотнепостижимый внутренний опыт он восклицает: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Ямолился о том, чтобы пришел Спаситель, и теперь я Тебя вижу: Ты— Тот,Которого мы ожидаем!Вот каким образом ученики Христа собирались вокруг Него. Сначала они Егознали просто как ребенка, мальчика, подростка, как взрослеющего мужчину ивместе с тем постепенно прозревали в Нем нечто, чего никогда ни в ком невидели. Нафанаил точно выражает, что они увидели. Они увидели в Нем (можетбыть, не осознавая этого столь ясно, как то осознал Нафанаил) Бога, ставшегочеловеком. Они увидели, что в Нем полнота Божества обитает телесно (Кол2:9),что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не