Митрополит Сурожский Антоний. Труды

но человек при этом не обязательно осуждается. Жалко человека, и вместе с этим

непримиримо осуждается его поступок.

В данном случае фарисеи поступают как раз наоборот, и этот подход был виден

неоднократно, раз за разом, в течение нашего разбора Евангелия. И Христос им

говорит: разве вы не помните, что Давид сделал?— Давид, который считается

величайшим святым Ветхого Завета,— и прибавляет: суббота для человека,

а не человек для субботы. То есть все правила, которые даны в Ветхом или в

Новом Завете, даны для человека, для его пользы, для его спасения, а не длятого, чтобы его сломать, разбить, поработить.Это замечательное место. Мы видим в начале Ветхого Завета, что Бог в седьмойдень почил от дел Своих (Быт2:2—3). Этот седьмой день и есть суббота,день отдыха. Но что случилось в этот день? Бог не отвернулся от Своеготворения, Бог не отступился от Своего всесозидательного творчества, но вместе стем Он поручил человеку продолжение Своего дела на земле. Он все заготовил,теперь человеку велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Еговодительством до совершенства. Этот седьмой день— это историячеловечества, это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войтитворчески, как соработники Божии, как строители того Царства, в котором Бог будетвсе во всем (1Кор15:28).В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда и человекдолжен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив день Богу, молитве,чтению Священного Писания и изучению его, подвигу духовной жизни. Но не толькочеловек должен был почить: должна была почить вся природа. Человек не творилземных дел, не пахал. На природу эта заповедь тоже распространялась: каждыйседьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых полю, пахать следовалодругие области. Этим уже в Ветхом Завете завязывается экологическая тема,которая сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится вопрос: творить лидобро в этот день (что, по мнению фарисеев и книжников, нарушало субботу) или,воздерживаясь от всякого доброго дела, фактически творить зло? Ясно, что эту«субботу»— период времени, который является историей, человек долженупотребить на то, чтобы все дело Божие довести до совершенства, не заковываяего в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, ни остальномумиру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние,из плотского делаться духовным. Вот о чем говорит Христос в этом отрывке.Глава третьяТретья глава Евангелия от Марка начинается так:И пришел опять в синагогу; там был человек, имевшийиссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинитьЕго. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А имговорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, илипогубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточениисердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука