Митрополит Сурожский Антоний. Труды

офицеру: «Простите за слова, которые я произнес!» И хирург ответил что-то очень

страшное и очень правдивое, он сказал: «Ты меня этим не обидел. Когда человек

страдает, он сначала кричит и плачет, потом он начинает ругаться, потом он

начинает проклинать свою судьбу, потом, если у него есть возможность, он

проклинает человека, который ему причиняет зло, а если страдание дойдет до

предела, выше человеческих сил, он начинает проклинать Бога». Этот врач в своем

безумии— потому что он был безумен в своей жестокости— уловил нечто

очень важное: порой человек говорит злое или даже творит зло, потому что в немтакая боль, которую он ничем иначе не может выразить.Но здесь речь идет не об этом. Книжники и фарисеи никакой такой боли нечувствовали. Они из своей успокоенности и своей лжеправедности творили зло тем,что отказывались творить добро, и вот почему Христос с такой болью и с такимсвятым, освящающим гневом к ним обращался.Фарисеи, выйдя, немедленно составили сиродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с ученикамиСвоими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи,Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира иСидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказалученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабыне теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему,чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним икричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным(Мк3:6—12).На протяжении всей третьей главы Евангелия от Марка мы видим, как нарастаетпротив Христа оппозиция книжников и фарисеев, а также трусливая сдержанностьокружающих, которые не решаются стать против своих обычных вождей. За Христомнаблюдают, с тем чтобы Его обвинить; и для того чтобы защитить свое собственноеположение, Его противники закрываются, не хотят слышать, не хотят видеть.Судьба Христа— непонятого, отвергнутого, оставленного— проходиткрасной нитью через все Евангелие. Кульминационный, может быть, пункт ее—это вход Христа в Иерусалим.Вход Господень в Иерусалим— один из самых трагических праздников,который нам приходится пережить. В нем как будто все двоится. Есть ряд событийочевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этихсобытий, которая почти неприметна и уже носит на себе печать СтрастейГосподних.Внешне— торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь, на Немисполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерьИерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящийна ослице и на молодом осле (Зах9:9). Он окружен учениками; народ,который в течение последних недель видел проявляющуюся в Нем славу Божию,встречает Его ликующе. Невзирая на негодование первосвященников, фарисеев,