Митрополит Сурожский Антоний. Труды

К этому мы вернемся в другом месте. Сейчас я хочу объяснить еще одно слово из

прочитанного отрывка. Христос избрал Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его,

нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы». Объяснение этого

странного прозвища мы находим в другом месте:

И вошли в селение Самарянское, чтобы

приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид

путешествующего в Иерусалим. Видя т, ученики Его, Иаков и Иоанн,

сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их,как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете,какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, аспасать (Лк9:52—56).Вот почему они названы Воанергес, что значит «сыны громовы». Вернемся кЕвангелию от Марка:Приходят в дом; и опять сходится народ, так чтоим невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибоговорили, что Он вышел из себя (Мк3:20—21).И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома,послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, МатерьТвоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: ктоматерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Мояи братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, иматерь (Мк3:31—35).Недоумение ближних Христа весьма понятно. Он бросил Свое ремесло, увлекаетсяпроповедничеством, не радеет о Своем здоровье и даже о пище, нарушаетобщепринятые правила и религиозные обычаи, возбуждает против Себя книжников,придворную партию. Поэтому родные Христа естественно опасались, что Он лишилсяразума, и хотели уговорить Его вернуться домой. Он и это горе испытал на Себе:быть непонятым самыми близкими родственниками, даже братья Его— и те неверили в Него, они поверили, когда убедились в факте Его Воскресения.Тут ставится вопрос: кто же наш ближний? Сказано в Евангелии, что пришли кХристу самые близкие Ему люди: и Мать Его, и сводные Его братья и сестры. Какже определить, кто мой ближний? Христос говорит в Евангелии же: кто будетисполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Мы считаем ближнимисвоих кровных, близких, но если мы вступаем в евангельский дух, мы должныпонять, что не можем разделять мир на своих и на чужих. Если наши близкие покрови, наши родные вовсе чужды Евангелию, Христу, Богу, они в какой-то мере неприобщены тому основному, что является нашей жизнью. Это не значит, что мыдолжны от них отвернуться, это не значит, что они нам делаются чужими,—это значит, что на другом плане есть люди, которые нам даже ближе, с кем мы разделяемопыт такой глубины, такой значительности, какого не можем разделить с нашимиединокровными.Тут встает перед нами— не проблема, а задание. Если мы познали Бога, а