Митрополит Сурожский Антоний. Труды

знаем, что в том или другом, что совершается вокруг нас, действует сила Божия,

когда мы знаем из внутреннего опыта, как бы из какой-то внутренней очевидности,

правды, совести, которые у нас есть, что слова, которые мы слышим, являются не

ложью, а правдой, кто бы их ни произносил, но не хотим их принять, потому что

произносит их человек, нам «чужой», то мы тоже стоим на пороге хулы против

Святого Духа. Апостол Павел в этом отношении выразился удивительно смело. Он

говорит, что радуется проповеди Евангелия, даже если она лицемерна: хотя тот,

кто лицемерит, будет осужден, слово истины, которое он проповедует, дойдет додуши каждого человека, способного его принять (Флп1:15—18).И вот мы должны над собой задуматься. Очень часто бывает: потому что мычеловека не уважаем, потому что он не принадлежит нашей среде, потому что он вчем-нибудь является нашим соперником или противником— идейнымпротивником, не вещественным, не шкурным,— мы легко готовы видеть в немзло, готовы отрицать то добро, которое он творит, и то живое, доброе слово,которое он произносит. Так отнеслись ученики Христа к человеку, который Егоименем творил чудеса, но не был с ними. Они ему запретили, потому что он неходит за нами (Мк9:38). Да, многие люди «с нами не ходят», но ходят сБогом. И поэтому нам следует быть осторожными и не спешить осуждать людей зато, что они «не наши», тем более— не спешить считать, что то, что ониговорят, не от Святого Духа, неправда, потому только, что они «не из нашей»группы людей. Мы грешим против Святого Духа гораздо более тонко, чем если бы мыпросто отрицали, что Христос— Сын Божий. Этого мы, конечно, не делаем. Нокак бережно должны мы относиться к тому, что слышим от нашего ближнего, когдамы слышим правду, звучащую в его словах, несмотря на то что он не являетсянашим товарищем, нашим соратником!Глава четвертаяИ опять начал учить при море; и собралось кНему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народбыл на земле, у моря. И учил их притчами много (Мк4:1—2).Начиная разбор четвертой главы Евангелия от Марка, где содержится несколькопритч, с которыми Христос обращался к Своим слушателям, мне хочется поставитьследующий вопрос: почему Христос говорит притчами? Почему Он допускает мысль,что некоторые люди будут слушать и не услышат, будут видеть и не увидят? Ипочему Его ученики в этом отношении занимают особое положение? Им все как будтооткрывается. Если они сами не поняли, то Спаситель Христос им разъясняет…Во-первых, надо ясно себе представить, что притча— не простоиллюстрация в книге, на которой ребенок может увидеть то, чего он еще не умеетпрочесть. Притча— рассказ многогранный, рассказ, в котором есть множествооттенков, разный смысл; его содержание может быть понято каждым человеком вмеру его чуткости, его понимания, его способности уловить намерения говорящего.В этом отношении понимание притч зависит от того, до чего ты сам дорос, от тогоопыта, который в тебе сложился. Древнее присловье говорило: подобное подобным