Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Ведь представьте себе, кто окружал Спасителя Христа. Вокруг Него всегда была

несметная толпа народа— очень пестрая, разнообразная. Были там люди, уже

в значительной мере созревшие к пониманию того, что Христос говорил: у них и

внутренний опыт, и умственное уразумение своего опыта и жизни были глубоки.

Были люди, в которых уже созрел вопрос, он был ясен их уму, сердце рвалось, но

еще не находило себе ответа, в притче они могли найти этот ответ. Эти люди уже

созрели к тому, чтобы услышать притчу и уразуметь ее. Были другие люди, у

которых только-только пробивалось осознание какого-нибудь вопроса иликакое-нибудь внутреннее переживание их тревожило. Они как бы чуяли, что им надопонять нечто, и не могли уловить, что именно (мы все это состояние знаем). АХристос скажет притчу— и вдруг в этой притче они узнают и свой вопрос, исвое недоумение, и свое искание и, может быть, находят полный или частичныйответ на то, что у них постепенно складывалось, но еще не созрело. А иные людивокруг Христа ничего подобного не переживали и поэтому, когда доходило дело допритчи или даже до прямого ответа Христа на тот или другой поставленный Емувопрос, они, верно, пожимали плечами: что за странный вопрос и что за нелепый,непонятный ответ? Эти люди слышали, но до них не доходило, видели— и всеравно не уразумевали. Это бывает с нами постоянно. Мы слышим чьи-нибудь слова,но мы так заняты собственными мыслями или переживаниями, что никаким образом неможем уловить того, что человек нам говорит. Или мы видим что-то, видимсовершенно ясно, но не хотим видеть, наше зрение как бы затуманено. И,как сказано в этой притче, слыша, мы не слышим, видя, мы не видим. Неверно,будто притча сказана так, чтобы мы не понимали: сказано так, чтобы понимали те,которые созрели, для кого понимание является необходимостью, для кого пониманиебудет источником роста, нового шага в глубины.А тем, которые могли бы в лучшем случае понять, но только головой, никакимобразом не соотнося понятое со своей глубинной жизнью,— тем не нужнопонимать, потому что такое головное понимание только опустошает. Я помню, мойотец мне как-то сказал: «Думай больше, чем будешь читать, потому что твояпамять всегда будет действовать быстрее твоего ума». Речь идет тут именно отом, чтобы человек не нагружал себя каким-то головным пониманием, котороеникакого отношения не имеет к его внутреннему опыту. Лучше ему ничего непонимать и недоумевать или о своей тупости, о закрытости своего сердца и ума,или просто о том, что перед ним такая тайна, в которую он проникнуть никак неможет, до которой ему нужно созреть совершенно по-иному.Говоря о притчах в целом, я хотел бы обратить ваше внимание еще на одно: налюбовь Христа к природе. Это очень важная черта в Нем. Очень большое числопритч Христа основано на созерцании природы, на том, как Он ее видит. Еслиможно о Боге, ставшем человеком, употребить такое сравнение, Он ее видит, какхудожник. Он в ней улавливает глубину, красоту, чистоту, тогда как мы оченьчасто на природу смотрим только со своей, утилитарной, точки зрения. Художникпосмотрит на поле и подумает: «Какая красота!» А крестьянин посмотрит на поле и