Митрополит Сурожский Антоний. Труды

После того как я так долго остановился на притче о сеятеле, я перехожу к

разбору следующих стихов четвертой главы:

И сказал им: для того ли приносится свеча,

чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить

ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не

бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да

слышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено

будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, акто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. И сказал: Царствие Божиеподобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью иднем; и кк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собоюпроизводит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда жесозреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал:чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно— какзерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян наземле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большиеветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковымимногими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчиже не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё (Мк4:21—34).Я хочу обратить ваше внимание на целый ряд моментов в этом коротком отрывке.Для чего приносится свеча? Для того чтобы светить. А кому? Разумеется, нетолько тому, кто эту свечу принес и зажег. Она должна светить всем, ктонаходится в комнате. Эта свечка, поставленная на окно или просто стоящая на столев хижине, может явиться путеводной звездой для потерявшегося человека. То жесамое Христос говорит о том, что мы слышим, чему научились, что раскрылось ирасцвело в нашей душе, о том слове, том понимании, которое в нашей душе ужепринесло какой-то свой плод. Раньше я говорил, что нам дано с другими делитьсятем богатством, которое выпало на нашу долю, другим давать то, что мы получили.А что будет иначе? Иначе мы потеряем то, что нам было дано. Ведь можно сказать,что в конечном итоге все это дело Божие. Апостол Павел в Послании к Коринфянамговорит: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор3:6).И это мы должны помнить. Причем мы должны помнить: быстрота, с которой словорастет, не обязательно соответствует нашему желанию, чтобы все исполнилось какможно скорее. Как запало в душу слово, образ, понимание, как взошло—иногда непостижимо. Не сразу духовно оживший человек становится зрелымчеловеком. Нужно иметь терпение и с собой, и с другими. Напрасно мы иногдападаем духом, не видя в себе и в других желанного роста,— Божие семя раноили поздно взойдет. Прежде нежели колос может показаться над землей, должнопроизойти нечто неизбежное с семенем под землею: оно должно раствориться, какбы исчезнуть. Семя это перестает быть замкнутой единицей, оно пронизывается,пропитывается влагой, его больше узнать нельзя, отличить от земли нельзя. Итолько тогда, когда это семя уже нельзя отличить от почвы, в которой оно