Митрополит Сурожский Антоний. Труды

не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мк4:25). Что это значит?

Если у него ничего нет, то что у него может отняться? В Евангелии от Луки есть

пояснение, которое, мне кажется, очень значительно, важно: у того, кто не

имеет, отнимется и то, что он думает иметь (Лк8:18). И вот это очень

важно. Мы часто думаем о себе с чувством какой-то самоправедности: у нас все

добро, все в порядке, все хорошо. А потом, когда мы придем на суд Божий,

окажется, что ничего подобного и не было, что мы только воображали. Я

воображал, что я добрый: на самом деле я какие-то крошки со своего стола бросалдругим, но никогда не делился с ними своим хлебом. Я думал, что я гостеприимен,но принимал только своих друзей, да и то лишь до момента, когда они мненадоели, когда мне захотелось кого-то другого повидать, или остаться в кругусемьи, или просто спокойно посидеть и почитать. И так далее, таких примеровможно привести без конца. Мы можем вообразить, будто мы гостеприимны,дружелюбны, щедры, мы даже можем вообразить, что мы мудры, что у нас есть такоезнание жизни, которым мы можем щедро поделиться,— и все может оказатьсяпросто сплошной иллюзией. И вот тут надо помнить, что раньше, чем придет Суд,раньше, чем итог будет подведен под нашу жизнь, нам надо поставить вопрос осебе: что во мне есть реального и что воображаемого? что является фантазией,которая у меня есть о себе, а что на самом деле, реально во мне есть?Вечером того дня сказал им: переправимся на тусторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Нимбыли и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что онауже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорятЕму: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретилветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великаятишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялисьстрахом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и мореповинуются Ему? (Мк4:35—41).Картина такая яркая, разительная. Христос с учениками плывет по морю.Поднялась буря— такая, что не могут справиться с ней профессиональныерыбаки: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн. Вода наполняет лодку; а Христос, как быоскорбляя их Своим покоем, не просто спит на корме— на возглавии спит,то есть на подушке. Неужели Ему дела нет, что они погибают?Разве в этом образе мы не можем видеть вопрос, который столько людей ставятперед нами: неужели ваш Бог так безразличен к нашей судьбе? неужели мы можемжить, погибать, а Ему нипочем?Христос— Бог, ставший человеком, спокойно спит с подушкой под головой,пока Его ученики бьются с морем, стараются спасти свою жизнь. И ученикиподходят к Нему не только со страхом, но с каким-то негодованием: Учитель,неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? неужели Тебе дела нет, что мы сейчасумрем? И Христос встает, и Его ответ им: что вы так боязливы? у вас веры, чтоли, нет? неужели вы не верите, что Бог вас не оставит? неужели вы не верите