Митрополит Сурожский Антоний. Труды

толпа, и Он говорил с учениками, потом кто-то из толпы задавал вопрос, и Он

отвечал. И что случалось? Представим себе небольшую толпу— вроде нас

сейчас, и Христос говорит с учениками о вещах, которые на грани их понимания,

но Он сеет семена, которые принесут плод после Его смерти и воскресения, когда

ученики поймут все, что стоит за словами. А затем вдруг кто-то, женщина,

мужчина, выступает вперед и ставит вопрос, и Христос прерывает Свою беседу с

учениками и отвечает на вопрос. А что делает толпа? Нам ничего об этом не

говорится, но так легко себе представить, что в этой толпе есть мужчины,женщины, у которых этот вопрос еще не сформулировался достаточно ясно, чтобыпоставить его, но уже где-то созревает, он уже принимает некие очертания, хотячеловек еще не способен выразить его словами, и вот кто-то задал вопрос: это жемой вопрос! И они слушают. Но есть и другие люди, у которых никогда невозникало подобного вопроса, они, вероятно, переглядывались и говорили: о чемэто они? Один глупец задал нелепый вопрос, а Этот тратит время на ответ! Чтоэто с ними?Так вот, что-то подобное происходит с нами, когда мы читаем Евангелие; такиеслучаи встречаются и в житиях святых. Иногда в житии мы видим, как святого окружаютлюди и святой совершает непонятный поступок. Я сейчас думаю о святом АмвросииОптинском. Он беседовал с группой просвещенных людей, которые ставили емувопросы о духовной жизни, и вдруг он оставил их, бросился в толпу, вытащил изтолпы убого одетую старую крестьянку, посадил ее рядом с собой на пенек и сталобсуждать с ней, как следует кормить индюшек. Когда он кончил, онапоблагодарила и отошла, и те духовные люди сказали: «В чем дело? Мы не понимаемтебя! Ты беседовал с нами о духовных предметах и все оставил, чтобы говорить сней об индюшках». И он ответил: «Да, потому что духовная беседа для вас—роскошь, а для нее эти индюшки— вопрос жизни и смерти. Ее нанял пастииндюшек богатый крестьянин, индюшки у нее мрут, и хозяин сказал, что, если мор непрекратится, он ее прогонит. А для нее это означает остаться без крова иумереть с голода. Совет о том, как кормить индюшек, для нее важнее, чем для васзнать, как святые лицезрели Бога».Так что, видите, данный случай по той же линии: есть кто-то, для кого вопросреален, и к этому человеку притча обращена на самых разных уровнях: насамом очевидном, на котором представлен образ, но также на самом глубокомуровне, какой только доступен ему. И потом в какой-то момент пониманиекончается, образ исчерпал свое содержание, человек должен сначала созреть иизмениться, чтобы он смог сделать следующий шаг и открыть для себя новыйуровень— подобно Лестер, которая открыла, обнаружила, быть может, пять,шесть, десять слоев, пока не дошла до сверкающего потока воды живой, воды жизнивечной.Вот, пожалуй, все, что я могу сказать вам о притчах. Не знаю, пригодится ливам что-либо из сказанного, и если у вас есть вопросы, я могу попробоватьответить на них.