Митрополит Сурожский Антоний. Труды

никакое человеческое общество, где Богу тесно, не может быть Градом Божиим. И

когда мы молимся, чтобы пришло Божие Царство, мы имеем в виду именно это: не

то, чтобы водворилась какая-то человеческая гармония, а чтобы в мир вошла

Божественная гармония, такая же широкая, бездонная, как Сам Бог, чтобы в этой

гармонии было место Богу.

И еще— мы берем на себя ответственность за это строительство. Христос

говорит, что Царство Божие начинается внутри нас. Оно начинается тогда, когда

мы Бога водворяем в своей жизни как Царя, когда Он правит всей нашей жизнью,когда наши мысли, наши чувства, наша воля, наше действие— все делаетсяБожиим, будто Бог живет в нас, и мы действуем Его силой. Как апостол Павелвыражает: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал2:20) и вдругом месте передает сказанное ему Христом: довольно тебе Моей благодати;сила Моя совершается в немощи (2Кор12:9). А «совершается»по-славянски не значит просто «действует», но «доходит до совершенства»,«раскрывается в полноте».Но о какой немощи идет речь? На какую немощь можем мы рассчитывать, какойнемощи надо искать? Я повторяю то, что говорил много раз, но, может быть, это ине вредно. Конечно, речь не о немощи нашей слабости, нашей лени, нашейбеспечности, нашего нежелания совершить подвиг. Это другая немощь: немощьпрозрачности, немощь утонченности, через которую, в которой может действоватьБог. Я как-то детям старался это объяснить и говорил, что это немощь перчатки,которую надевает хирург на руку: перчатка потому только позволяет этой опытной,мудрой руке совершать чудо исцеления, что она такая тонкая, такая хрупкая, чтоне чувствуется на руке. Но она такая хрупкая, что может разорваться в одномгновение. То же можно сказать о парусе на лодке: это самая хрупкая частьлодки, а вместе с тем только парус, направленный как следует, может позволитьветру пронести корабль через море и довести до пристани. Вот о какой немощиговорит Господь: об этой хрупкости, которая позволяет Богу свободнодействовать, или о той прозрачности, которая позволяет Богу литься через нас,как свет проходит через стекло.К этому мы должны стремиться, и это— наш подвиг, потому что от насбудет зависеть, в какой мере мы себя отдаем Богу, в какой мере мы готовырассчитывать не на свои силы, а только на помощь Божию. Это было бы оченьлегко, если бы мы понимали, что совершить наше человеческое призвание мы можемтолько Божией силой. В плане человеческих действий мы можем сделать оченьмногое упрямством, крепостью своей. Но достичь того, что составляетчеловеческое призвание, мы не можем своими силами: мы не можем своими силамистать братьями и сестрами Христа, детьми Божиими, не можем стать живымичленами, частицами таинственного Тела Христова, не можем стать местомпребывания Святого Духа и быть Им так пронизаны, как железо может бытьпронизано огнем, мы не можем стать причастниками Божеского естества (2Пет1:4)своими силами— ничего не можем сделать того, что составляет настоящее,