Митрополит Сурожский Антоний. Труды

ничтожно малую сумму денег, он схватил его и стал требовать долг, стал

требовать от суда, чтобы этот человек был принужден немедленно все ему

выплатить. И когда об этом узнал царь, он велел своего должника бросить в

темницу (Мф18:23—35).

О чем это нам говорит? Перед лицом того, что для нас сделал Бог, Кто Он в

нашей жизни, мы должны Ему все без остатка. От Него мы получили бытие, от Него

мы получили жизнь. Им нам даровано знание Его Самого. На нашу измену, повторную

и постоянную, Он отвечает воплощением, жизнью, смертью Своего Сына, напостоянную нашу неверность Он отвечает Своей непоколебимой верностью. Все, чтоу нас в жизни есть— и тело, и душа, и ум, и сердце, и воздух, которым мыдышим, и пища, которую мы едим, друзья и родные,— все от Него, мы обязаныЕму всем, мы Его должники до конца. Он долга от нас не требует— Он ждетот нас ответной любви и творческой, именно творческой благодарности. Не простоблагодарности сердца или памяти: «Спасибо Тебе, Господи!»— а такойтворческой благодарности, которая создавала бы для людей вокруг нас то чудо ЦарстваБожия, Царства любви, взаимной заботливости, к которому все мы призваны. Авокруг нас люди, как тот должник, немного задолжавший своему знакомому, нам«должны» что-нибудь: забывают нас, обижают нас, унижают— что только неделают. Но если бросить на весы все это— и то, что для нас представляетБог, дивный, святой, вечный и готовый нас считать Своими дочерьми и сыновьями,Своими родными детьми, и все, что Бог нам в Своей неописуемой любви и щедростидает, то по сравнению с этим все, чем мы можем быть обижены жизнью и людьми,делается таким малым! Нет сравнения между нашей «чуткостью», болью, которую мычувствуем, унижением нашей гордости и тем, что Бог есть и что Бог дает.Бог ничего от нас не требует для спасения, кроме одного— и это многораз выступает в Евангелии. Я вам дал один пример, есть другие, но я имею в видудва евангельских отрывка. Первый— Молитва Господня «Отче наш»(Мф6:9—13). Все зависит от Бога: Да святится имя Твое, да приидетЦарствие Твое, да будет воля Твоя; Хлеб наш насущный даждь нам днесь; Не введинас во искушение; Избави нас от лукаваго— всего этого мы просим: дабудет… Но одного мы просим с очень для нас ответственным условием: Оставинам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И Христос об этомповторно говорит: какой мерой вы другим мерите, такой вам будет отмерено(Мф7:2). Здесь мы берем наше спасение в собственные руки. И в Нагорнойпроповеди среди заповедей блаженства есть одно блаженство, которое зависит отнас: Блаженны миротворцы (Мф5:9). Мы должны творить мир—творить мир не из себя, но творить его из дара Божия. Все остальные блаженствакак бы даны, это блаженство— в наших руках. Здесь как бы грань, которуюнам надо пройти, чтобы быть Божиими.И поэтому Евангелие— благая весть о том, что спасение пришло, чтоспасение не только при дверях, но с нами Бог, в нашей среде, мы Ему уже свои,как говорит апостол Павел (Еф2:19), и не только в смысле