Митрополит Сурожский Антоний. Труды

нашу жизнь так, как ее меняли издревле и сейчас меняют люди Божии—

святые.

Размышления на пути к Пасхе

Размышления на пути к Пасхе220

Мы находимся у преддверия Великого поста, и на грани между подготовительными

неделями, которые только что пронеслись, и самим Великим постом стоит Прощеное

воскресенье— день, когда мы должны бы, уже приготовленные окончательно и

бесповоротно, примириться с Богом, с самими собой и со всеми людьми вокруг нас.Подготовительные же недели, как я говорил в течение всего этого времени,заставляют нас глубоко заглянуть в самих себя. Я напомню вам, о чем шла речь.В день, когда мы вспоминаем слепого Вартимея (Мк10:46—52), мы должнызадуматься над тем, как глубока, порой беспросветна бывает наша собственнаяслепота, как видимое ослепляет нас к невидимому; как отсутствие привычки честнои бесстрашно заглядывать в собственную душу лишает нас возможности видеть себятакими, какими нас видит Бог, или даже такими, какими нас видят люди, какнепривычка прислушиваться к голосу собственной совести отнимает у насвозможность познать себя даже из того, что мы сами могли бы сказать о себе. Ивторая черта этого рассказа заключается в том, что Вартимей искал помощи иисцеления в течение всей своей жизни, обращался, несомненно, ко всем, на когомог хоть сколько-то понадеяться,— и ни один человек его не исцелил.Только встреча со Христом вернула ему зрение. Христос оказался единственным,Кто мог дать ему прозреть. И вот в течение всей этой недели мы должны былизадумываться над тем, насколько и каким образом мы слепы, ставить перед собойвопрос о том, насколько мы не видим собственной слепоты, воображаем себязрячими и насколько наше обычное понимание самих себя не соответствуетреальности во свете Божией правды, Божией истины. За эту неделю мы должны былиобратиться ко Христу и сказать: «Я слеп. Ты— единственный Светмиру— просвети! Просвети мои очи духовные, дай мне зреть жизнь, самогосебя, других— так, как Ты видишь и меня, и жизнь, и окружающихменя людей». От этого мы не прозрели бы до конца, но мы пришли бы в полноесознание того, до какой степени мы слепы, и поняли бы, что если нас не исцелитСам Спаситель Христос, то никто нас не исцелит, потому что окружающие нас всеболее или менее слепы и все люди видят друг друга не во свете, а в полутьме. Вынаверно помните рассказ о том, как Христос исцелил другого слепого, как Онпомазал ему глаза и спросил: что ты теперь видишь?— и тот Ему ответил: вижупроходящих людей, как деревья (Мк8:22—26). Вот так мы видим другдруга. Редко-редко нам дается чудом отрешиться от себя самих и увидетьчеловека, какой он есть. И какой он есть— мы видим двояко. С однойстороны, мы видим в нем образ Божий, его вечную несмываемую красоту, с другойстороны, мы видим, порой с болью и ужасом, как этот образ осквернен иизуродован,— словно мы смотрим на икону, которая была обезображена,лишена своей первобытной красоты и славы.