Митрополит Сурожский Антоний. Труды

этого так боимся! Для того чтобы быть в состоянии слушать и видеть, надо

отречься от себя, надо быть готовым никогда уже от этого человека не

освободиться, надо быть готовым отозваться на этого человека целостно, его

принять до конца, хотя бы он и растерзал нашу душу, растерзал нашу жизнь. Можно

это делать с радостью, когда человек нам так дорог, как мы сами себе не дороги,

можно это делать тоже подвигом, отказываясь от себя, заставляя в себе молчать

все то, что преградой служит между нами и братом, ближним, человеком. Это

бывает страшно, это бывает мучительно, бывают мгновения, когда хотелось бывырваться из этого плена— но надо оставаться верным, продолжать бытьверным. Вначале спасает нас незнание, позже— только верность нас можетспасти.И таков Бог, таков наш Господь. Если надо было бы определить какую-тоосновную черту в Боге христианском, можно было бы сказать, как Он Сам черезпророков о Себе говорит в Ветхом Завете, что Он верен (Втор7:9;32:4),— верен до конца, верен до крестной смерти. Вызвав из небытиятварь, нас, каждого из нас, всех нас, миллионы и миллионы до нас и после нас,Он нам дал свободу, потому что, не будь свободы,— не было бы и любви.Если бы человек не мог к другому— и к Богу— иначе относиться, какустремленностью к Нему, это была бы не любовь; для того, чтобы была любовь,надо, чтобы человек мог принять или отвергнуть, открыться или замкнуться. И вотБог, Который есть живая любовь, Который всего Себя отдает нам, нам говорит:однако ты свободен Меня отвергнуть. Есть пословица: «Человекпредполагает— Бог располагает». Это неправда: Бог, по Своей любви, как быприменяется к тому, что решит человек, но Он не поступает так, как мы, люди.Огорченные, обиженные, мы отворачиваемся, отходим,— Бог не отходит, Оностается верен. Бог создал мироздание, которое было сплошной гармонией в своейвесенней невинности, и это мироздание рухнуло, рухнуло грехом ангельским,рухнуло грехом человеческим— и что? Бог Своего суда не произнес, Бог неотвернулся, только Его любовь, которая была ликующей радостью, стала крестнымстраданием. Та же любовь— но теперь на теле воплощенного Бога следыгвоздей, и копья, и тернового венца, и креста на плече.Есть в еврейской письменности, в жизнеописании Моисея, такие слова. Видя,как евреи бесчинствуют в пустыне, изменяют Богу, ангелы Божии взывают: доколе,Господи, будешь Ты терпеть этих людей?! И Бог отвечает Своим ангелам: Я тогда ихотвергну, когда мера их греха превзойдет меру их страдания. Если вы вспомнитеслужбу Прощеного воскресенья, плач Адамов у дверей рая, когда он остался безлюбви Божией, без радости этой любви, осиротевший, один на земле с Евой228, вы поймете, что это значит. Адампотерял рай— это был его грех, Адам потерял рай— это ужас егострадания. И Бог не осуждает— Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мыопомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мыпогибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей.Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти (Ин3:17;