Митрополит Сурожский Антоний. Труды

продолжало бы становиться в Церкви и через Церковь Телом Христовым,

оживотворенным Духом Божиим. Это смелые слова, но нам иногда приходится

принимать слова смелые, потому что они нам передают что-то очень важное. А

важное они нам передают вот что. В течение двух тысяч лет и дальше в глубь

Ветхого Завета люди читали тексты, которые были несовершенны с точки зрения

языка или грамматики, которые менялись в зависимости от эпохи, но читали их

духом. Они не останавливались на словах, они в слова вглядывались, вдумывались,

входили чувством в них и познавали, что Сам Дух Святой вложил в них. И так мыдолжны научиться читать Ветхий и Новый Завет, молитвы святых.Когда мы читаем Ветхий Завет, Новый Завет, мы сталкиваемся с опытом целыхэпох, и в пределах этих эпох— с живым, победоносным, освящающим опытомотдельных людей. Не напрасно Нестор Летописец говорил о том, что Церковь всвоем учении подобна великому хору. В ней звучит множество голосов, и каждыйголос своеобразен, неповторим, и они сливаются в одну общую гармонию. Вот чтосоставляет дивность Ветхого и Нового Завета: не то, что люди повторяют одно ито же, а то, что из опыта частичного, несовершенного, но чистого, который ониполучили, собрали, люди говорят свое живое, истинное слово, которое соединяетсяс такими же живыми истинными словами других людей и приносит нам Божественнуюправду. Есть множество слов, над которыми нам хорошо бы задуматься, и я хочуэто сделать в течение одной или двух бесед.Но еще одно сравнение мне кажется очень важным— это икона. Во-первых,всякий человек является иконой Христовой. Он является образом и подобиемБожиим, в нем живет дыхание Божие. Каждая из этих икон является отображениемХриста и вместе с этим не просто копией,— и это изумительно и прекрасно.Но когда мы выражаем наш опыт, будь то в виде иконы, или человеческой речи, илиосуществления нашей жизни, именно это происходит. Жизнь каждого святогоявляется иконой жизни и личности Христа. Слова святых являются голосом Божиим,голосом Святого Духа, Который учит нас в глубинах наших называть Бога Отцом. Вдругие моменты Он вдохновляет нас воздыханиями неизреченными (Рим8:15,26) обращаться к Богу, учит всей тоской души, всем желанием, надеждой, любовьюмолиться и устремляться к Богу.Но когда мы всматриваемся в те иконы, которые есть во всем православноммире, мы видим, что каждая нация облекла Спасителя, Божию Матерь, святых вчерты своей народности, потому что иначе думать они не могли. Невозможно себепредставить чернокожих африканцев, которые изобразили бы Христа в виде белогочеловека, Он был бы для них чужой. Мне вспоминается сейчас рассказ одногомиссионера. Он должен был проповедовать в негритянской деревне, и местный священник-негробратился к своей пастве и сказал: «Вы не смущайтесь, что он такой же белый,как бес, душа его такая же черная, как наша». Это звучит шуткой, но вместе стем в этом такая глубина! Нет такого состояния, нет такой группы людей, котораяне может в своих чертах, на своем языке выразить истину Божию и воспринять ее.И когда мы смотрим, например, на русские иконы, мы видим замечательную вещь: та