Митрополит Сурожский Антоний. Труды

бездонных, непостижимых глубинах Божиих, которые сами по себе постичь не можем.

Бог открывается нам через слово Откровения и через творческое Слово. Слово

творит целый мир, в котором мы можем прочесть тайну о Боге как о Творце, о

Промыслителе, как о Том, Кто нас любит. И Он нас настолько любит, что не

только Себя открывает через Слово, но Духом Святым приобщает нас Себе Самому.

Как это дивно! И как трепетно думать, что мы знаем Бога не только вне себя, но

действием Божиим постигаем Его в наших собственных глубинах.

В конце первой главы книги Бытия говорится о сотворении человека(Быт1:26—27). Я к этому еще вернусь, но сейчас хочу сказать, что, когда человекбыл сотворен, Бог вдохнул в него Свое дыхание, и человек весь пронизан дыханиемБожиим. Объяснить это, я думаю, никто до сих пор не сумел, но это значит, чтоБог Себя как бы влил в человека и человек неразлучно соединен с Богом. Я говорю«неразлучно», потому что на поверхности он может грешить, может отпадать, можето Боге забыть, может Его отрицать, но не в глубинах своих. Как сказано вПисании, Бог Своих даров не отнимает никогда (Рим11:29), и неттакого человека, кто не был бы пронизан этим Божественным дыханием, котороеделает его хотя бы зачаточно родным Богу.Если вернуться к творению, я несколько раз вам упоминал отрывок из одного изотцов, который цитируется протопопом Аввакумом в той интересной книге, которуюон написал, под названием «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Я досих пор всегда вам его слова передавал, сколько умел, по-своему, как помнил, носейчас я нашел самую книгу, и под названием «Совет Отечь» вот что пишетАввакум.Рече Отец Сынови: сотворим человека по образуНашему и по подобию. И отвеща Другий: сотворим, Отче, и преступит бо. И пакирече: о, Единородный Мой! О Свете Мой, о Сыне и Слове, о сияние славы Моея!Если Ты так помышляешь о Своем создании, подобает Тебе облещись в тленногочеловека, подобает Тебе по земли ходить, плоть восприять, пострадать и всясовершить. И отвечал Другой: да будет так, Отче, да будет воля Твоя. И посемсоздася Адам271.Это говорит о том, что сотворение человека является изумительным даромБожественной любви. Но я имею в виду не только человека, а говорю о всем том,что создал Господь: к этому я опять-таки вернусь. В Катехизисе святителяФиларета говорится, что Бог— Существо «вседовольное»272. На русском теперешнем языке это звучитстранно, будто Он «доволен всем». Но не в этом дело. «Вседовольный» наславянском языке значило, что у Него нет ни в чем недостатка, Он Сам естьполнота и обладает всей полнотой, и ничего к Его бытию нельзя прибавить:Он— все. И когда Бог решает сотворить мир и, в частности, человека, Онрешает создать целый мир вещества и существ, с которым Он разделит все, что уНего есть, все Свое бытие, все Свои глубины, всю Свою неизреченную красоту. Богрешает положить на все, что Он создал, такую печать, которая все делает роднымЕму. Эта связь между Богом и человеком не прерывается никогда. Грех, зло не