Митрополит Сурожский Антоний. Труды

И в какой-то момент Бог берет глину, пыль земную и из нее творит человека.

Почему, в чем тут дело? Потому что человек Богом призван быть вождем всей твари

в богопознание и в полноту бытия, в полный расцвет бытия, и для этого человек

должен быть сродни всей твари. Он не самая совершенная обезьяна в том смысле,

что тогда он был бы сродни только некоторым тварям. Как пыль земная, как глина,

о которой говорит Священное Писание, он сродни всему созданному: земле, и небу,

и солнцу, и луне, и звездам, и ветру, и растениям, и животным, которые все

вызваны к бытию действием Святого Духа и призывом Христа Спасителя, Сына Божия,Слова Божия. И потому что он сродни всякой твари, всякая тварь в нем себя можетузнать, как всякая тварь позже узнала во Христе себя самое исцеленной,достигшей совершенства.Но пока речь идет не о совершенстве, потому что человек, Адам и Ева, еще недостигли своей полноты. Как говорят некоторые из отцов, вначале человек былневинен, и его задача состояла в том, чтобы вырасти в святость. Он был невиненв полной чистоте своей тварности и приобщенности к дыханию Божию, и вспособности воспринять Духа Святого, и в возможности быть в свое время местомвоплощения Сына Божия. Человек был призван быть вождем для всей твари, потому чтоему была дана приобщенность к Богу, дыхание Божие в нем было положено и никогдане отнималось. Он познавал Бога непосредственным образом, как никакая тварь вполноте не могла Его воспринять, и должен был вести тварь от одной меры вдругую, так чтобы вся земля, все небо, все Богом сотворенное приобщилось Богу,было пронизано Божественной благодатью Святого Духа, было приобщено тайневоплощения Сына Божия, чтобы вся тварь земная, глядя на Христа, видя Его тело,Его телесность, с изумлением могла сказать: ведь это я! Это я— не в томсмысле, что каждая тварь и все твари являются Сыном Божиим, но в Его телесностивсякая тварь могла узнать себя приобщенной к Богу.Мне хочется продолжить сегодня беседу, которую мы начали прошлый раз,размышлением над тем, каким образом Бог связан со Своим творением. Большейчастью мы думаем о том, как Бог связан с человеком, с исторической судьбоймира, но мы мало думаем о том, каким образом в течение тысячелетий историиэтого мира и вещественного, и духовного Бог связан с миром. И вот мне хочетсянекоторые моменты выделить, чтобы над ними подумать.Я говорил уже о том, как в начале книги Бытия нам сказано, что Богсотворил небо и землю и что земля была безвидна, и Дух Божий носился надводами (Быт1:1—2). «Безвидна» значит, что она была сплошнойвозможностью, еще не осуществленной. Это тот же самый смысл, который веврейском языке вложен в слово, переведенное на некоторые современные языки как«хаос»: хаос не как разруха, а как совокупность всех еще неосуществленныхвозможностей. И с самого первого мгновения тварь связана с Богом. С однойстороны, она появляется на свет через державное творческое слово Божие—слово, которое звучит и приводит из небытия все, что стало быть, но не воформленном виде, а как возможность. Это слово— творческое Слово, Сын