Митрополит Сурожский Антоний. Труды

предлагает и дает, никогда не было отнято и не будет отнято у твари. Тварь

после падения человека прошла через трагедию, но она осталась мученицей и

неоскверненной. Как пишет святой Феодор Студит (я часто цитирую эти его слова),

тварь невинна, тварь не согрешила против Бога, она является жертвой

человеческого падения.

Это первое, что мы знаем: тварь связана с Отцом державным Словом, Которым

является Сын, и животворным Действием, Которым является Святой Дух. Эта связь

между вещественной тварью и Богом ничем не разрушается. Отношения между тварьюи Богом не перестают быть такими, какими они были задуманы Самим Господом. Иесли мы посмотрим на историю творения, то увидим, как это действительновыражается в судьбе всех тварей.Как заключение, как завершение творческого акта Божия появляется человек. Нотут следует отметить— и это мне кажется очень важным,— что человексоздан из земли, перстным (Быт2:7). Тем самым он сродни всякойтвари, потому что вся тварь, каждая тварь родилась из персти, из как быосновного, изначального материала, который появился на свет, когда Бог любовьюСвоей призвал к бытию все, чего не было. В этом отношении человек сродни всейтвари через свою плоть, через вещество свое. И тут опять-таки мне кажется оченьважным помнить, что, когда мы говорим о том, как опасна плоть для духовнойжизни человека, мы говорим о чем-то описательно, но не по существу дела. Когдамы будем говорить о падении, я к этому вернусь, но сейчас упомяну: некоторыеотцы Церкви говорили, что грехи плоти— это грехи, которые человеческийдух совершает против плоти своей, против того невинного и неоскверненноговещества, из которого он сотворен.Это очень нам важно запомнить, потому что с этим связана вся темаВоплощения. Бог сотворил человека, Он его сотворил сродни всему вещественномумиру, и через свою вещественность человек причастен к этому миру в егонепорочности и чистоте. С другой стороны, Бог вдохнул в человека Свое дыхание,и через это человек сродни Самому Богу. Не в полном смысле, потому что человексоздан, так же как остальная тварь, чистым, невинным, но еще не зрелым и несвятым. Ему надлежит вырасти в святость, которая приобщит его к Богу по-иному,даст ему познать Бога, как он Им познан, как говорил апостол Павел(1Кор13:12). И человек, по слову святого Филарета Московского,повешен как бы между двумя безднами: с одной стороны, бездна Божественная, кудаон призван, с другой стороны, бездна небытия, из которой он вызван, и егоподдерживает, по словам Филарета, Божественная благодать, как алмазный мост.Человек невинный должен вырасти в святость, и его призвание по отношению ктвари— и это очень важно— так приобщиться к Богу, так Его познать ичерез познание Бога познать всю тварь в ее глубинах и стать ее вождем к полнотеприобщения с Богом, чтобы пришло время, когда, опять-таки по слову апостолаПавла, Бог будет все во всем (1Кор15:28), Божественностьпронизает все созданное Им не механически, а по открытости всей твари, потому