Митрополит Сурожский Антоний. Труды

могу полюбить всем своим существом, отдать себя полностью, неограниченно! Это

момент, когда родился не «пол» в нашем униженном смысле слова, а различение

двух, когда каждый увидел себя таким, каким не мог видеть в себе самом, и

изумился. И поэтому так значительно и на русском, и в других языках

употребление слова «ты». «Ты» значит «другой я», alter ego, как говорили на латинском

языке, это я в другом человеке. Они оба уже не отдельные особи, а два

лица и вместе являют цельность человека. Пока человек был только единицей, он

был возможностью. Здесь он— осуществление, осуществление не двух полов, аполноты одного человека, явленной в той любви, которая соединяет двух и делаетдвух плотью единой, как говорится о браке (1Кор6:16).Есть рассказ о том, как один человек сидит у себя в комнате и другой стучитв дверь. Один человек— это, если можно так сказать,— Адам,другой— Ева. И стучащий ждет ответа. И тот, кто взаперти, спрашивает:«Кто ты?» —«Отвори мне!» —«А ты мне скажи, кто ты» —«Да это я!»—«Я не знаю тебя». И тогда тот, кто снаружи, отвечает ему: «Как ты незнаешь? Это ты сам»279.И вот мне кажется, что при встрече Адама и Евы именно это происходит. Почемуони друг другу говорят «ты»? Потому что они одно в двух лицах. И так важно длянас, что мы употребляем это слово— «Ты»— по отношению к Богу. Этоне фамильярность, этим мы утверждаем, что Он и мы так соединены друг с другом,так едины непостижимым образом— Божественной любовью и нашей слабойответной любовью,— что, как Исаак Сирин говорит, Бог ближе к тебе, чемтвоя собственная душа и жизнь. Мы говорим «Ты» Богу, потому что большейблизости не может быть: я сам себе не могу быть так близок, как Бог близок мнеи я Ему. Согласно с этим и развилось дивное апостольское и святоотеческоебогословие о брачной любви, когда двое делаются едиными так, как Адам и Евабыли едины до падения. И вместе с тем новый шаг был совершен в уподоблениичеловека Лицам Святой Троицы. В предыдущей главе говорится, что Бог сотворилчеловека, мужчину и женщину сотворил их, по образу и подобию Своему(Быт1:27), здесь же разверзается, раскрывается тайна этого богоподобия.Сегодня, однако, нам приходится взглянуть на трагедию, потому что этановосозданная двоица, которая какое-то мгновение или неисчерпаемо долгий срокбыла иконой Троичного Божества, разбилась. Что случилось? Как случилось, чтопоявился тот мир, в котором мы живем, раздробленный, разбитый, потемневший, вкотором мы не умеем, глядя друг на друга, видеть в другом неизреченную красоту?История падения начинается до падения человека, Адама и Евы. Есть отрывки вВетхом и Новом Завете, которые указывают, намекают на это событие (напр.,Ис14; Лк10:18). Пишут об этом и Отцы280. Собирая эти высказывания в очень упрощенном виде,можно поставить вопрос: каким образом то, что было создано совершенным, безпятна и порока, могло вдруг подпасть под тот ужас, который мы называемпадением? Это началось не на земле, а в мире ангелов небесных.Ангелы были созданы Богом совершенными, прекрасными. Но так же, как человек