Митрополит Сурожский Антоний. Труды

ответной любовью,— что, как Исаак Сирин говорит, Бог ближе к тебе, чем

твоя собственная душа и жизнь. Мы говорим «Ты» Богу, потому что большей

близости не может быть: я сам себе не могу быть так близок, как Бог близок мне

и я Ему. Согласно с этим и развилось дивное апостольское и святоотеческое

богословие о брачной любви, когда двое делаются едиными так, как Адам и Ева

были едины до падения. И вместе с тем новый шаг был совершен в уподоблении

человека Лицам Святой Троицы. В предыдущей главе говорится, что Бог сотворил

человека, мужчину и женщину сотворил их, по образу и подобию Своему(Быт1:27), здесь же разверзается, раскрывается тайна этого богоподобия.Сегодня, однако, нам приходится взглянуть на трагедию, потому что этановосозданная двоица, которая какое-то мгновение или неисчерпаемо долгий срокбыла иконой Троичного Божества, разбилась. Что случилось? Как случилось, чтопоявился тот мир, в котором мы живем, раздробленный, разбитый, потемневший, вкотором мы не умеем, глядя друг на друга, видеть в другом неизреченную красоту?История падения начинается до падения человека, Адама и Евы. Есть отрывки вВетхом и Новом Завете, которые указывают, намекают на это событие (напр.,Ис14; Лк10:18). Пишут об этом и Отцы280. Собирая эти высказывания в очень упрощенном виде,можно поставить вопрос: каким образом то, что было создано совершенным, безпятна и порока, могло вдруг подпасть под тот ужас, который мы называемпадением? Это началось не на земле, а в мире ангелов небесных.Ангелы были созданы Богом совершенными, прекрасными. Но так же, как человекбыл создан в невинности и призван к святости, они были созданы без пятна ипорока и, однако, должны были через свое приобщение к Богу все возрастать,светлеть, приобщаться к тайне Божественной святости. Отцы Церкви издревлеставили перед собой вопрос о том, как ангелы могли отпасть от своего призвания,как они могли пасть и перестать быть ангелами, стать демонами. Объяснениядавались разные, которые, в общем, большей частью не удовлетворяют. Говорилось,что ангелы Божии позавидовали человеку, узнав о том, что в Предвечном Советебыло решено, что Сам Бог воплотится и станет человеком, чтобы человек могвырасти в меру приобщенности Божеству. Есть объяснение через зависть, черезгордыню, разные объяснения.Но мне пришлось прочесть одно объяснение, написанное древним писателемЛактанцием, которое неясно говорит о том, о чем я хочу сказать сейчас, можетбыть, превосходя его мысль. Он говорит, что ангелы Божии возрастали в святостисвоей, приобщаясь все глубже, все совершеннее к святости Божией, что ихпостепенно пронизывал Божественный свет, они начинали светиться светом СамогоБога. Святой Григорий Палама называет ангелов светами вторыми. Бог былпервый Свет, единственный Свет, а они по приобщению делались светильниками,светами. Они не были отягощены плотью, телесностью, хотя и ангелы Божии неявляются чистыми духами в том смысле, в котором мы говорим, что Бог есть дух(Ин4:24). Они приобщались к тому, что представляет Собой Бог, и в нихвсе ярче, ярче и ярче сиял Божественный свет; они делались, как я только что