Митрополит Сурожский Антоний. Труды

постепенно пронизывал Божественный свет, они начинали светиться светом Самого

Бога. Святой Григорий Палама называет ангелов светами вторыми. Бог был

первый Свет, единственный Свет, а они по приобщению делались светильниками,

светами. Они не были отягощены плотью, телесностью, хотя и ангелы Божии не

являются чистыми духами в том смысле, в котором мы говорим, что Бог есть дух

(Ин4:24). Они приобщались к тому, что представляет Собой Бог, и в них

все ярче, ярче и ярче сиял Божественный свет; они делались, как я только что

сказал, светами вторыми. И вот Лактанций, как мне помнится, говорит, чтов какой-то момент некоторые ангелы взглянули на себя и были потрясены красотой,величием, которые им были сообщены тем, что в них влился свет Божественный иприобщил их в этом смысле к Божеству. И один из них, Денница, Люцифер,Светоносец281, как бызагляделся на себя и воскликнул: зачем мне больше? Я обладаю всем, о чем толькоможно мечтать, я сияю Божественным светом, я— Божественный свет в этоммироздании, вместе с другими ангелами, которые выросли в мою меру. Зачем намБог, когда мы сами сияем тем же светом? И в этот момент они отпали от Бога. Вэтот момент Божий свет в них потух, остались только твари, которые могли быпокаяться,— чего они не в состоянии были в тот момент сделать, увлеченныесобственной красотой, полученной ими от Самого Бога, отражавшей Божественнуюкрасоту и сияние. И они отпали и стали темными силами. Вот эти темные силы иположили начало падению человека.В библейском рассказе мы видим, что Бог определил человеку два пути дляполного его возрастания: один путь— прямой, безгрешный, подлинный. Этобыло приобщение к Богу Самому, приобщение к Его премудрости, такое глубокоеприобщение, что человек мог познавать все, что создал Бог, не просто своимидогадками, а приобщенностью к Божественной премудрости. Призвание человека былотак приобщиться Богу, так соединиться с Ним, чтобы Божественная премудрость внем жила, в нем выражалась, его питала, ему раскрывала все тайны бытия.Премудрость Божия, принятая в любви и в поклонении Самому Богу, впослушании— в том смысле, в каком я ранее пробовал описать послушание, тоесть в способности так молчать, чтобы слышать голос Божий в себе, который всеперед нами раскрывает. И другой путь— это путь познания тварного мира науровне этого мира и его тварного состояния, путь как бы естественного познания,познания мира, который сродни человеку, потому что человек своей телесностью,своей материальностью, даже своей душевностью приобщен к созданному миру. ВнеБога полного познания невозможно было получить, но какое-то изначальное познаниеможно было уловить; и вот на этом темные силы и уловили человека.В Библии сказано, что в раю было два дерева: древо жизни и древо познания(Быт2:9). Древо жизни как бы образно указывает на приобщенность человекаБогу, такую приобщенность, что он питался всем Божественным и в Боге все видел,как бы изнутри Божией премудрости глядел на все создание и видел это создание,как его видит Бог. А древо познания нам дает возможность глядеть на все Богом