Митрополит Сурожский Антоний. Труды

абсолютно безнадежно.

Но тут целый ряд вещей совершается. Изначально человек имел тело, имел душу,

и в нем обитало дыхание Божие, которое Господь вдохнул в него. В тот момент,

когда человек отворачивается от Бога, эта иерархия колеблется, остается на первом

плане то, что принадлежит к естеству. Духом человек уже не познает Бога, как

познавал Его изначально, и поэтому дух не может руководить, вести человека от

силы к силе, от славы к славе, от земли на небо, в глубины Божии. В человеке

тускнеет его человеческое сознание и появляется то, что мы называем плотью.Изначально человек состоял из тела и души. И то, что Отцы называют телом, этота же плоть, но пронизанная духом, одухотворенная, освященная. Теперь этаосвященность заколебалась, и тело в значительной мере стало плотью, то есть темже телом, но уже не таким одухотворенным, не таким чистым, не такимгармоничным. И уже не душа и не дух правят всем человеком, а создается как бывзаимное равновесие разных сил, а порой борьба между ними.Отсюда рождается то, о чем все время говорят Отцы: борьба человека со своейплотью, потому что плоть является тем же телом, но отяжелевшим, потерявшим своюдуховность, уже не приобщенным и не руководимым духом человека и через этотдух— Духом Святым. И дальше, когда мы вглядываемся в наш опыт, мыприписываем нашей плоти все дурные влечения, виним нашу плоть в том, в чемдолжны были бы винить наш дух. Человеческая душа, человеческий дух, потерявсвое единство с Богом, потеряв свою гармонию, уже не может гармонично, правильновести всего человека, и человеческая телесность, его плоть начинает себя вестианархично. И вместо того чтобы признавать, как Отцы это делали, что виновен духчеловека, виновно его сознание, его душа, его воля, мы виним свою плоть,которая является жертвой нашего отпадения от Бога и от той цельности, котораянам была изначально дана. Это очень нам важно помнить, потому что, как кто-то(кажется, отец Сергий Булгаков) сказал, борьба с плотью это борьба за тело282. Это борьба за тело, борьба за то,чтобы наша плоть была возвращена к той славе телесности, которая ей была данаизначально. И это нам вручено, это наша задача: всеми силами нашими, всей силойволи направить себя обратно к Богу, вернуть себя к Богу послушанием, то естьвслушиваясь в голос Божий, который в нас продолжает звучать, который звучитвокруг нас через Священное Писание, через святых отцов, через святых, и статьснова Человеком. Если же мы теряем полностью эту приобщенность к Жизни, тоостается только полная смерть.Вы наверно помните рассказ о том, как пришел потоп. Бог взглянул на людей,которые тогда ушли всецело в вещественность этого мира и, как сказано, сталиплотью (Быт6:3), уже не телесностью, а плотью. И Господь сократил днижизни человека. Как это страшно! Но и тут мы можем не терять надежду, потомучто пути Господни неисповедимы, и мы можем видеть, что Бог, Который создал всеи вся, для того чтобы жизнь жительствовала283, чтобы жизнь Божественная пронизалавсе, не оставил человека. Но мы должны понять, что если мы не приобщаемся черезнаш дух, через нашу душевность к Богу, то не можем нашу плоть обновить так,