Митрополит Сурожский Антоний. Труды

молитесь. Будьте так спокойны, как только можете, а поскольку вы, вероятно, не

умеете сидеть без дела, возьмите вязание и вяжите перед лицом Божиим, потом

расскажете мне, что произойдет». Через несколько дней она пришла, счастливая:

она ощутила, что Бог тут. Я с любопытством спросил ее, что же произошло. Она

объяснила, что поступила точно так, как я ей посоветовал: устроилась удобно и

огляделась молча, спокойно, зная, что она вправе ничего не делать и не

молиться, и впервые за многие годы заметила, что комната ее тихая, уютная,

удобная. Она увидела эту комнату будто впервые. Произошла встреча между нею итем местом, где она жила годами, никогда его не замечая. Потом она проникласьокружающим ее миром и покоем, который подчеркивало тиканье часов и постукиваниеспиц по ручкам кресла. И постепенно это внешнее безмолвие стало перетекатьвнутрь, проникать в нее, молчание охватило ее и открыло ей что-то большее,молчание более «насыщенное», которое было не просто отсутствием шума, абогатым, сущностным молчанием, в сердцевине которого она различила Присутствие.И как только она ощутила это Присутствие, в ней родилось желание молитвы—но на этот раз из самых глубин молчания, не потоком слов, не в вихре мыслей, аспокойно выбирая каждое слово из глубин этого молчания и тихо принося его Богу.Сама молитва стала выражением внутреннего молчания, частью того поистинеБожественного безмолвия, которое она ощутила. Такой способ доступен всем.Конечно, придется бороться с кружением мыслей, с колебаниями сердца, с порывамиплоти, с неустойчивостью воли. Для этого существует множество упражнений,которые относятся одновременно к психологии и к подвижничеству, но и помимоэтих упражнений нам очень поможет, если мы спокойно и в уже доступной нам меребезмолвия будем пребывать перед лицом Божиим в уверенности, что Он тут.Иногда это безмолвие сходит на нас еще ощутимее. Безмолвие и покой в Богеподаются нам, и мы их воспринимаем, когда ничто, казалось бы, этого непредвещало. Молиться за других— это кровь проливать (это слова старцаСилуана), и пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви исострадании. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, статьвыражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Еговоплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в нашихсердцах (Рим8:26). И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мыотождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее нашеобщение с Премилосердным Господом; наша молитва, родившаяся из человеческойтрагедии, уносит нас в сердцевину Божественной тайны. Сначала мы остро сознаемземное страдание, но по мере того как продолжается наша молитва, все явнеестановится присутствие Божие и наступает момент, когда мы теряем землю из виду,нас уносит в глубины Божии— в покой, безмолвие, мир, и здесь, всердцевине тайны любви, мы вновь встречаем тех, сострадание к которым коснулосьнашего сердца, кто погружен в Божественную любовь. И тогда Дух Божий, Дух любвипронизывает нас до конца и возвращает к сознанию тварного,— но теперь внем сплетается полная земная ответственность и все углубляющееся созерцание