Митрополит Сурожский Антоний. Труды

слов— не только молитва, но преображающая сила.

Существует рассказ о том, как созерцательная молитва, просто взгляд,

обращенный к Богу, сумел преобразить не только внутренне, но даже внешне

ребенка, который отдался со всей непосредственностью такому созерцанию318.

Пример Старца Силуана показывает нам, что молитва позволяет охватить

одновременно Бога и человека, человека и Бога. Как было сказано вначале,

видение глубины вещей позволяет нам познать их реальность, реальную

сущность— как нашего видимого ближнего, так и Незримого нашего Ближнего.Это приводит нас к последнему в исследовании этой встречи: встреча средичеловеческого сообщества. Человеческое сообщество предстает нам в двух оченьразличных аспектах. С одной стороны, это секулярное общество, весь окружающий насмир людей, неотъемлемой частью которого являемся и мы, с другой стороны—церковное общество, к которому мы тоже принадлежим. В светском обществеприсутствие христианина должно быть присутствием Христа. Это предполагаетполную самоотдачу. Основоположный акт домостроительства спасения—воплощение Слова Божия: действие, которым трансцендентный и свободный Богстановится одним из нас, солидаризируется с нами навсегда, навеки. Таков долженбыть и христианин. Разве Христос не сказал: как Меня послал Отец, так и Явас посылаю, и добавил: как овец среди волков (Ин20:21;Мф10:16). Он сказал нам, что мы должны быть в мире, но не от мира(Ин17:14—16). Это обязывает нас идти навстречу миру в его полноте,встречать каждого члена человеческого сообщества лично, но по-своему: передлицом Божиим, в Боге, и оценивать все по-новому, по примеру Бога, Которыйпришел не судить мир, но спасти мир, Бога, Который так возлюбил мир, что отдалСына Своего Единородного для спасения мира. В Евангелии, при встрече Бога счеловеком происходит полная переоценка ценностей и суждений. Это не значит, чтодобро и зло потеряли свое значение, но зло открывается нам как рана, какболезнь, которая постигла нашего ближнего, нас самих. Мы можем ненавидеть зло,без памяти любя ближнего, любя его ценой собственной жизни или смерти. Епископ,пострадавший в России, сказал, что для христианина умереть мучеником—преимущество, потому что только мученик сможет в день Суда встать перед Богом взащиту своих преследователей и сказать: «Господи, в Твое имя и по Твоемупримеру я их простил. Тебе больше нечего взыскать с них». Такая переоценкаобусловлена таинством Креста, тем, что невинный погиб за виновного. На Голгофемы видим три креста: двух разбойников и воплощенного Сына Божия. Разбойник,распятый слева от Господа, судит по человеческим меркам: если беззаконныйчеловеческий суд мог допустить преступное распятие Невинного, такой суд неимеет права называться справедливым, преступник может восстать против него,проклясть его, отвергнуть, отрицать. Он умирает бунтарем. Разбойник, распятыйсправа от Господа, видит, что человеческий суд в своей глубинной неправде можетосудить Невинного: тем более может он осудить виновного. Он принимает своестрадание и свое осуждение, потому что страдает и Невинный; он примиряется и