Митрополит Сурожский Антоний. Труды

сделать, час Мой еще не пришел, потому что Царство еще не настало. И

Богородица, не отвечая Ему, устанавливает Царство тем, что проявляет полную

веру в Него, и слова, которые Она слагала в сердце с самого начала, с

Благовещения, приносят плод на богатой и святой почве, и Она видит в Сыне то,

что Он на самом деле есть: Слово Божие. Условия Царствия устанавливаются, Бог

встречает Создание, до конца Ему предавшееся, открывшееся, до конца верящее в

Него. Он может действовать свободно, не насилуя природу, царственно, потому что

Он в Своей области. И Он творит первое евангельское чудо.Это место Богородицы может стать местом каждого из нас. Мы все можем сделатьреальным присутствие Царствия Божия там, где находимся, где бы то ни было, какоебы неверие, какие бы неверность или сомнения нас ни окружали, просто веря доконца Господу, будучи детьми Царствия. В этом— акт предстательства,который имеет первостепенное значение. Своим присутствием в какой-то ситуациимы коренным образом переворачиваем ее, потому что с нами в нее входит Бог, Онприсутствует в ней нашей верой: будь то в нашей семье, среди друзей, в моментвспыхнувшей ссоры, где проявляется несогласие, где непонимание начинаетразъединять тех, кто были едины, будь то на работе или просто в дороге, вметро, на улице, в поезде… Там, где мы среди людей, устремленных к своемувечному назначению, мы всегда можем сосредоточиться, внутренне уединиться исказать: «Господи, я верю Тебе; приди и будь среди нас!» И в этом акте доверия,в созерцательной молитве, которая не просит видения, которая довольствуетсяобещанием Божиим быть там, где Его призовут на помощь, мы можем осуществитьсвое предстательство. Порой нам недостает слов, порой мы не умеем поступить смудростью, но мы всегда можем просить Бога прийти и быть с нами. И тогда мычасто увидим, как меняется атмосфера, ссора прекращается, снова водворяетсямир. Это немаловажная форма предстательства, хотя она менее ярка, чем то, чтомы считаем большой жертвенностью. И мы еще раз видим, насколько неразрывносвязаны действие и созерцание, видим, что невозможно действовать по-христианскивне созерцательного момента. Мы видим также, что созерцание не есть толькобоговидение, оно есть прозрение в глубину, которое позволяет нам видеть сутьвещей, различать их вечное значение, созерцание есть видение не только мира, нои мира в Боге.В центре этой всечеловеческой общности, этого видимого мира, который гораздошире человеческого общества, присутствует община, которая одна только способнаохватить и трансцендентное, и непосредственное призвание того, что ее окружает:это Церковь, общество избранных, и избрание это означает для членов общины непривилегии и права, а служение. Христос обещал, что пошлет нас, как овецсреди волков (Мф10:16), в вечер Своего Воскресения Он заповедал намвыйти в мир, как Его послал Отец (Ин20:21). Он нас предупредил, что мы наземле— как бы небесное поселение, авангард Царствия Божия, мы соратникиГосподни в деле освобождения мира от сил зла и смерти. Церковь можно определитьтолько извне, изнутри она— сама тайна внутренней жизни и углубления в Боге,