Митрополит Сурожский Антоний. Труды

и свободе. И материя, освященная этим освобождением, этой пронизанностью

Божественной благодатью, в свою очередь, возвращаясь к нам, прикосновением,

приобщением обновляет нас в той мере, в которой мы способны это воспринять и

вместить. А что это так, мы видим из религиозного опыта: именно через нашу

плоть, через нашу вещественность Бог может на нас воздействовать. Непонятно, но

безусловно.

Тело и материя в духовной жизни

Тело и материя в духовной жизни50Этот доклад родился как ответ на вопрос, который мне был поставлен некотороевремя тому назад, о том, может ли кто-то, у кого отсутствует осознаннаяпсихологическая жизнь, например умственно неполноценный человек, иметь жизнь вБоге. Этот вопрос заставил меня вдуматься в проблему тела и в проблему духа иих взаимоотношений с Богом.Я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что, когда мы говорим о нашейдуховной жизни, мы почти всегда (разве что мы очень вдумчивы) подразумеваемпсихологическую область нашей природы. Мы говорим о своей духовной жизни втерминах нашего умственного познания Бога, нашего эмоционального отклика всвете того, что мы называем своим сознанием. Это, однако, очень ограниченнаяобласть. Мы знаем из психологии, и не только новейшей, но издревле, чтосуществует целый мир полусвета и тьмы. Из полусвета возникают и в нем жеисчезают воспоминания, то, что мы поначалу помним так ярко, но что постепеннотускнеет. Существует и весь тот мир, который глубоко исследован, но которыйнадо открывать все дальше, все глубже,— бессознательная жизнь человека.Но помимо этого следует помнить, что человек— не просто душа илисознание. Всецелый человек состоит из тела и души вместе, и полнотачеловека— только в их общности. Православное учение определенноутверждает, что даже полнота вечного блаженства станет достоянием святых, лишькогда они облекутся в тело воскресения. Полнота человека воплощенная, онаникогда не разделена на две половины. Тело без души становится трупом,отделенная от тела душа становится усопшим, покойником. Подлинныйчеловек— человек воплощенный.Если мы ищем в человеке то, что не подвержено произвольным толкованиям инепрестанной изменчивости, то, конечно, следует обратиться не к его сознанию.Область человеческой психики в постоянном движении, ежеминутно меняется, какповерхность моря. И это не удивительно. С одной стороны, эта область сознаниярасширяется или сужается согласно законам нашей физической и психологическойприроды, с другой стороны, она, подобно поверхности озера, отражает то, чтопроисходит в нашем духе и теле. Что бы ни происходило на той глубине или на тойвысоте, которую мы называем духом человека, каковы бы ни были взаимоотношениямежду этим духом и Духом Божиим— все отражается в нашем сознании; и чтобы ни случалось с нашим телом, будь то просто физические состояния здоровья илиболезни или высшая деятельность человеческого ума, это тоже отражается в нашем