Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Эта способность мира, способность материи этого мира (оставляя в стороне

нашу душу и дух) быть в Боге и вмещать Бога, с одной стороны, является условием

Воплощения, и с другой стороны, на ней основана наша вера в таинства. В

Воплощении Бог, у Которого нет общей меры с тем, что Он сотворил, становится

соприсущным Своему творению, облекается в человеческую плоть, в которой

содержится все существующее, все, что есть в этом тварном мире. Он воспринимает

все вещество этого мира, и это вещество не только Его собственного

исторического тела, но всего мира, таинственно, невообразимо, личным образомсоединяется с Самим Богом. И когда после Воскресения Христос возносится на небо,Он таинственно уносит все вещество нашего мира в самые глубины Божественнойреальности. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории,но его существа, и мир присутствует в Боге.На этом, а также на том, о чем я говорил раньше, основана наша вера втаинства, в тинственные действия, совершаемые в Церкви силой Божией,посредством которых вещество этого мира приобщается Божественной области истановится способным донести ее до нас. Воды крещения, елей помазания, миро,хлеб, вино приносятся Богу, изымаются из контекста этого мира, который стал безбожным,они вносятся в Царство Божие и вновь обретают свободу, освобождаются действиемчеловеческой свободной воли и веры и действием Божественной любви. И сами этипредметы, не аллегорически, не внешним образом и как бы независимо отБожественного действия, сущностно становятся проводниками Божественной силы,Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудеснымявлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей тварисвободно общаться с Богом.Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения сБогом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения внас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, неспособных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредствевещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то естьсоединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Боготзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастникамиБожественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся вматерии, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живоотзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигаетдо нас, когда мы на самом дне: где изобилует грех, преизобилует благодать(Рим5:20). И мы даже не задумываемся о том, как много мы познаём такимобразом и как мало мы знаем умом о том, на что способно наше тело. Как многоможно передать— и сейчас я говорю на уровне просто человечности, хотя этои выходит далеко за ее пределы,— прикосновением руки; как многое нашетело способно воспринять непосредственно, сколько в нем знания и мудрости.И когда мы думаем о человеке, мы должны помнить, что в нас есть две стороны: