Митрополит Сурожский Антоний. Труды

посредством которых вещество этого мира приобщается Божественной области и

становится способным донести ее до нас. Воды крещения, елей помазания, миро,

хлеб, вино приносятся Богу, изымаются из контекста этого мира, который стал безбожным,

они вносятся в Царство Божие и вновь обретают свободу, освобождаются действием

человеческой свободной воли и веры и действием Божественной любви. И сами эти

предметы, не аллегорически, не внешним образом и как бы независимо от

Божественного действия, сущностно становятся проводниками Божественной силы,

Божественной благодати, Божественного света, сами становятся чудом, чудеснымявлением, потому что они восстановлены к цельности и к способности всей тварисвободно общаться с Богом.Если помнить это, мы должны понять, что корни нашего взаимоотношения сБогом— не только в нашем рассудке, уме, не в эмоциональной сфере,доступной нашему сознанию. Это взаимоотношение обнимает все без исключения внас. Ведь, действительно, когда Бог хочет достичь до нас, падших созданий, неспособных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредствевещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то естьсоединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Боготзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастникамиБожественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся вматерии, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живоотзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигаетдо нас, когда мы на самом дне: где изобилует грех, преизобилует благодать(Рим5:20). И мы даже не задумываемся о том, как много мы познаём такимобразом и как мало мы знаем умом о том, на что способно наше тело. Как многоможно передать— и сейчас я говорю на уровне просто человечности, хотя этои выходит далеко за ее пределы,— прикосновением руки; как многое нашетело способно воспринять непосредственно, сколько в нем знания и мудрости.И когда мы думаем о человеке, мы должны помнить, что в нас есть две стороны:сознание, разум и другая сторона, которую невозможно назвать сознательной илибессознательной,— физическая, материальная сторона, у которой есть свои свойстваи способности, о каких мы даже не подозреваем, мы лишь порой прозреваем их намиг в жизни святых или в событиях собственной жизни. Надо также помнить и то,что даже в области, которую мы самодовольно называем областью сознания иразума, очень многое не принадлежит сфере рационального, хотя не имеет ничегообщего с неразумностью. Есть области нашего восприятия жизни, нашейдеятельности, которые не относятся к области интеллекта и где ум, по выражениюСемена Людвиговича Франка, играет свою настоящую роль— роль слуги;любовь, чувство красоты, чувство благоговения— все это далеко выходит запределы области ума. Так что когда мы думаем о том, каково взаимоотношениемежду Богом и нами, мы должны помнить, что это взаимоотношение коренится в первуюочередь в том, что Бог нас возжелал и возлюбил. Вспомните слова апостола ИоаннаБогослова: дивно не то, что мы любим Бога, но что Он первый возлюбил нас