Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Для того, чтобы человек мог в своем личном духовном опыте встретить Бога,

ему необходимо то, что святитель Феофан Затворник (один из любимых авторов

Владыки Антония) называл «внутрьпребыванием» и что сам Владыка Антоний, вслед

за преподобным Исааком Сириным, называет «схождением в глубины». Подлинным

святоотеческим призывом всегда был не столько призыв к движению вперед или к

воспарению ввысь, сколько призыв к схождению вглубь— туда, где Бог

присутствует как непостижимая тайна, открывающаяся сердцу человека, как

драгоценная жемчужина, которая добывается с большим трудом. «Если бы в каждойустрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогателбы,— пишет Исаак Сирин.— И если бы ныряльщик тотчас добывалжемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было быему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы онлишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины—тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины»7. Об этих же глубинах говорит ипреподобный Симеон Новый Богослов: «Как тот, кто стоит на берегу моря, поканаходится вне вод, видит все и обнимает умом океанский простор, когда же начнетвходить в воды и погружаться в них, насколько сходит, настолько меньше видитто, что вне вод; так и те, которые становятся причастными Божественному свету,в какой мере преуспевают в познании божественного, в той же мере соответственновпадают в незнание внешнего. Как тот, кто входит в воды морские по колено илипо пояс, ясно видит все, что вне вод, когда же сойдет в глубину и окажется весьпод водой, не может видеть ничего из того, что вне воды, и знает одно толькото, что он всецело находится в глубине моря; так случается и с теми, которыевозрастают в духовном преуспеянии и восходят в совершенство знания исозерцания»8.Напоминание о необходимости схождения вглубь особенно своевременно в эпоху,когда миллионы людей скользят по поверхности жизни, подобно человеку,несущемуся на водных лыжах по поверхности океана под рев тянущего его за собойкатера, и мало кому интересно обзаводиться аквалангом и спускаться в океанскиеглубины. Владыка Антоний приглашает своего читателя погрузиться туда, где вцарственной тишине живет своей сокровенной жизнью подводный мир, где средикоралловых рифов и водорослей ныряльщик может обрести ту жемчужину, обладаниекоторой преобразит всю его жизнь, придаст ей новую ценность.Тема встречи с Богом неразрывно связана у митрополита Антония с темойвстречи с человеком. Это та самая встреча, которой на протяжении тридцативосьми лет жаждал у купели Силоамской евангельский расслабленный, на вопросХриста «Хочешь ли быть здоров?» ответивший: «Так, Господи, но не имею человека,который опустил бы меня в купальню» (Ин5:6—7). Слова, которые услышалГосподь от расслабленного— «не имею человека»,— отражают духовноесостояние современного мира, в котором миллионы людей страдают от одиночества иоставленности. Современное человечество не только обезбожено: онообесчеловечено. Бесчеловечность, равнодушие к страданиям других, нежелание