Митрополит Сурожский Антоний. Труды

тайники своей души, но психоанализ не обязательно приведет к покаянию. Риск

психоанализа в том, что человек, разобравшись в своей греховности, увидев себя,

какой он есть более или менее (во всяком случае, более совершенно, чем без

психоанализа), считает, что теперь ему надо лечиться, но не каяться, что это

все душевная болезнь, неустройство психическое, но не нравственное, не

духовное. С другой стороны, если человек верующий, который не может найти в

себе корень зла, начинает лечиться у психиатра и перед ним раскрывает мрачные

глубины своей души, он может их осознать не только как душевное расстройство, укоторого всегда есть какие-нибудь причины, но и как расстройство, за которое онв значительной мере ответствен. В таком случае он может после этого обратитьсяк священнику, к духовному наставнику уже на новых началах. То, чего он раньшене понимал, он теперь понимает и может обратиться к Богу с покаянием.И это в какой-то мере случается совершенно естественно в некоторыхобстоятельствах. Бывает, старик, старушка жалуются на то, что ночью дурные сны,воспоминания не дают им спокойно спать. Я помню одну такую старушку, котораяпришла ко мне и говорила, что всю ночь ей вспоминаются какие-то моменты еежизни и всегда— дурные, темные, горькие моменты, что она не может из-заэтого спать. Она обращалась к врачу, который ей дал какие-то снотворные пилюли,и все равно ничего не получается, потому что то, что было воспоминанием,делается теперь кошмаром. Я ей сказал: знаете что, вам, как всем стареющимлюдям, дано заново пережить свою жизнь, но пережить ее на новых началах. Когдавы были молоды, вы принимали решения, совершали поступки, которые были как бысоизмеримы всей житейской неопытности. Теперь вы набрались большего житейскогоопыта, и Бог вас ставит перед лицом всех тех греховных ошибок, дурныхпоступков, ложных пожеланий, которые были в вашей жизни. Вопрос, который вамставит Господь, как бы воскрешая прошлое, настойчиво возвращая вас к нему, вотв чем заключается: теперь, с твоим опытом, какая ты теперь стала, если тебяпоставить в ту же обстановку после стольких лет, как бы ты решила этот вопрос?Что бы ты сказала? И если ты можешь сказать: никогда я этого слова непроизнесла бы, никогда так не поступила бы— знай, что тот человек,которым ты была в молодости, умер, и что теперь ты свободна от своего прошлогохотя бы в этом отношении. И ты увидишь: если ты о чем-нибудь можешь до концасказать, что теперь это для тебя стало абсолютной невозможностью, оно не будетк тебе возвращаться ни в твоих снах, ни наяву. Если же ты не можешь таксказать, знай, что это не твое прошлое— это еще твое греховное настоящее,неизжитая греховная неправда.И это то же самое, что совершается в психоанализе, только тут этовоспоминание всплывает естественно, а там врач тебе помогает постепенно к немувернуться. Но последний шаг для верующего— это покаяние: покаяние передБогом в одиночку и покаяние на исповеди.Хотелось бы знать ваше отношение к иглорефлексотерапии, поскольку отимени православия высказываются различные точки зрения по этому поводу.