Митрополит Сурожский Антоний. Труды

мать умирала от рака, та написала письмо, предлагая свою помощь, говоря, что она

молилась и ей было открыто, что она может мою мать вылечить. И моя мать

ответила: «Я предпочитаю чисто умереть, чем грязно исцелиться».

Имеет ли это какое-то отношение к целителям-экстрасенсам или людям,

которые лечат какими-то биотоками?

Я думаю, как только мы ярлыки наклеиваем, мы создаем проблемы. Мне кажется,

что естественно ощущать друг друга на расстоянии, просто нормально. Скажем,

когда с кем-нибудь, кого вы любите, стряслось нечто тяжелое душевно, так часто«сердце сердцу весть подает». Я не вижу никакого основания, чтобы этого небыло, и если это естественное свойство, а не какое-то чудо, то почему нельзявоспитать в себе эту чуткость? Мне кажется, первое, что надо делать, чтобы этучуткость воспитать, это обращать внимание, когда это случается, а неотстранять, не говорить: «Ах, не может быть!» Наоборот: я ощутил тревогу окаком-то человеке, я на этом остановлюсь, буду об этом человеке думать,молиться, переживать— кто как умеет, и никогда не пропускать эти моменты,иначе эта чуткость притупляется, как притупляется любая наша способность,которую мы не употребляем. Конечно, люди бывают разно одаренные, но в какой-томере каждый, кто связан с другими сердечным образом, а не только внешне, можетэто ощущать. У меня нет особого дара на такие вещи, но я почти всегда знаю задва дня, что идет письмо от такого-то человека, и просто жду его, или знаю:что-то с таким-то случилось.А иногда бывает какое-то общее чувство тревоги: до тебя дошло что-то, какбудто крик раздался, и ты услышал крик, но не узнаешь голоса, об этом со мнойоднажды говорил отец Софроний. Тогда, советовал он, ищи ощупью, молись о каждомчеловеке, кого знаешь, ставь вопрос: ты или не ты? ты или не ты?— и в тотмомент, когда окажется: «ты»— совершенно ясно делается: да, я уже не в тумане,я коснулся реальности…Существуют люди, которые очень успешно лечат болезни разными молитвами.Как к этому относиться? Молитвы вполне христианские, никаких искажений нет…Добрые намерения, какое-то дарование от Бога, добрая воля, не колдовство назло, а молитва, которая обращена к Богу разумным образом,— почему нет? Вконце концов, обращаются к священнику для совершения помазания елеем в случаеболезни. Священник действует как тайносовершитель, но сила Божия неограничивается таинствами. Как Владимир Николаевич Ильин раз сказал: всякоечудо— это нерегулярное таинство, то есть если понимать таинство какнепосредственное воздействие Божие, то чудо есть непредвиденная форма такоговоздействия, и почему бабуся не может этого сделать, а должен непременно какой-то«патентованный» человек это делать?У нас замечается нездоровое увлечение колдовством, поэтому поневолевстает вопрос: насколько все это чисто. Некоторые экстрасенсы считают себяхристианами, но есть мнение, что они лечат естественные болезни какими-топотусторонними силами…