Митрополит Сурожский Антоний. Труды

мало заглядывает вглубь, но по большей части занимается видимым, тогда как наша

терапия и забота всецело относится к сокровенному сердца человеку»11.

Говоря собственно о медицине, святитель Григорий называет ее «плодом

философии и трудолюбия»12,

подчеркивая свое уважение к ней. Впрочем, среди Отцов Церкви не было

профессиональных медиков: и Григорий Богослов, и Василий Великий, и многие

другие Отцы изучали медицину в университетах, но не были практикующими врачами,

а потому их рассуждения о врачебном искусстве не выходили за рамкиобщеизвестных сведений из области медицины. Владыка Антоний в этом смысле идетгораздо дальше Отцов: он привлекает реальный врачебный опыт для интерпретацииразличных феноменов физического и духовного бытия человека.Следующий раздел книги посвящен извечному конфликту между верой и неверием,религией и атеизмом. Лейтмотив всех материалов этого раздела— темаверности Бога человеку: даже если человек отвергает Бога и противится Ему, Богникогда не оставляет человека, если человек неверен Богу, «Он пребывает верен,ибо Себя отречься не может» (2Тим2:13). Что бы ни происходило счеловечеством и с каждым конкретным человеком, Бог остается верным ему в Своейлюбви, от которой не может и не хочет отречься. Эта любовь возвела Богавоплотившегося на Крест: в страданиях и муках Голгофы Сын Божий и СынЧеловеческий испытал ту богооставленность, которая в большей или меньшейстепени является опытом всякого человека. Потеряв Бога на Кресте, Христос явилвеличайшую меру солидарности с каждым человеком— такова мысль митрополитаАнтония, которая неоднократно повторяется на протяжении всей книги.Центральный раздел настоящей книги затрагивает круг вопросов, тем или инымобразом связанных с православной антропологией в ее нравственном аспекте. Этотраздел имеет ярко выраженный автобиографический характер (что, впрочем,характерно для всего творчества Владыки Антония). Читатель найдет здесь рассказВладыки о самом себе, размышления о призвании и назначении человека, овзаимоотношениях между людьми на уровне общества в целом, церковной общины,семьи как «малой Церкви».Как в этом, так и в других разделах настоящей книги Владыка Антонийзатрагивает те вопросы личной, семейной и общественной нравственности, а такжепроблемы биоэтики, которые получили освещение в «Основах социальной концепцииРусской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000года. Вэтом документе— впервые за всю историю Православия— официальнаяцерковная позиция выражена по столь широкому спектру проблем, волнующихсовременное человечество. Но в 1960—1990-егоды, когда на данные темывыступал Владыка Антоний, никакой «социальной концепции» у Церкви не было, итребовалось большое мужество и дерзновение, чтобы высказывать по этим вопросамсвое мнение. Заметим, что в большинстве случаев мнение Владыки Антониясовпадает с позицией, выраженной в «Основах социальной концепции», и это лишнийраз подтверждает верность его богословской интуиции, в формировании которой