Митрополит Сурожский Антоний. Труды

никогда не оставляет человека, если человек неверен Богу, «Он пребывает верен,

ибо Себя отречься не может» (2Тим2:13). Что бы ни происходило с

человечеством и с каждым конкретным человеком, Бог остается верным ему в Своей

любви, от которой не может и не хочет отречься. Эта любовь возвела Бога

воплотившегося на Крест: в страданиях и муках Голгофы Сын Божий и Сын

Человеческий испытал ту богооставленность, которая в большей или меньшей

степени является опытом всякого человека. Потеряв Бога на Кресте, Христос явил

величайшую меру солидарности с каждым человеком— такова мысль митрополитаАнтония, которая неоднократно повторяется на протяжении всей книги.Центральный раздел настоящей книги затрагивает круг вопросов, тем или инымобразом связанных с православной антропологией в ее нравственном аспекте. Этотраздел имеет ярко выраженный автобиографический характер (что, впрочем,характерно для всего творчества Владыки Антония). Читатель найдет здесь рассказВладыки о самом себе, размышления о призвании и назначении человека, овзаимоотношениях между людьми на уровне общества в целом, церковной общины,семьи как «малой Церкви».Как в этом, так и в других разделах настоящей книги Владыка Антонийзатрагивает те вопросы личной, семейной и общественной нравственности, а такжепроблемы биоэтики, которые получили освещение в «Основах социальной концепцииРусской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000года. Вэтом документе— впервые за всю историю Православия— официальнаяцерковная позиция выражена по столь широкому спектру проблем, волнующихсовременное человечество. Но в 1960—1990-егоды, когда на данные темывыступал Владыка Антоний, никакой «социальной концепции» у Церкви не было, итребовалось большое мужество и дерзновение, чтобы высказывать по этим вопросамсвое мнение. Заметим, что в большинстве случаев мнение Владыки Антониясовпадает с позицией, выраженной в «Основах социальной концепции», и это лишнийраз подтверждает верность его богословской интуиции, в формировании которойстремление к верности Преданию Церкви играет столь существенную роль.Заключительные разделы книги носят герменевтический характер: здесьмитрополит Антоний выступает в своей наиболее характерной роли—интерпретатора православной веры. Особое внимание уделяется толкованиюСвященного Писания. В Православии, в отличие, например, от протестантизма,Писание не воспринимается как нечто первичное по отношению к церковномуПреданию: Писание выросло из Предания и составляет его неотъемлемую часть. Приэтом под Преданием понимается все многообразие церковного опыта от временветхозаветного Откровения до наших дней. Отсюда и основной герменевтическийимператив: Писание должно интерпретироваться не спонтанно и произвольно, аизнутри Предания.Обращаясь к Библии, Владыка Антоний предлагает очень свежие, современные,подчас весьма неожиданные толкования отдельных библейских текстов, но все егокомментарии глубоко укоренены в православном Предании и носят ярко выраженный