Митрополит Сурожский Антоний. Труды

От редакции

От редакции

Во вступительной статье к этой книге епископ Иларион указывает на

актуальность богословского учения митрополита Антония как на характерную черту

его укорененности в святоотеческом предании. Глубокая убежденность в

богословской актуальности проповеди митрополита Антония заставляет нас говорить

о необходимости публикации его книги в нашей современной ситуации. Один из

разделов книги озаглавлен «Вопрошание». Сомнение неотделимо от веры, как о томпостоянно говорит митрополит Антоний. Помимо тех неизбежных и благотворныхвопросов и сомнений о смысле жизни, о красоте и осмысленности тварного мира, онесправедливости и жестокости человеческого общества, которые путем пороймучительных испытаний ведут человека к более глубокому богопознанию, существуютсомнения другого рода. Для человека, находящегося вне церковной ограды,—это вопрос о том, стоит ли входить в церковь, накладывать на себя добровольноиго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос оправильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, какв клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует лисбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тожепостоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередьнедостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашескоеприсловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одногочеловека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открываетсячеловеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нампредставляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будтосказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в которомглубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианскогопоступка.Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим,что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворныхбеседах с выдающимися православными богословами минувшего века—протоиереем Георгием Флоровским и В.Н.Лосским. Помимо этого на егостановление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозногоэкзистенциализма, главным образом персонализм Н.О.Лосского,размышления Н.А.Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысльМ.Бубера о бытии как отношения Я—Ты.В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметитьтри особенности.Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, чтопроповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: всебогословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которымимитрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии он максимальноуводит в подтекст, то есть стилистически, композиционно строит свою речь так,