В строгом порядке один за другим должны приближаться к Чаше христиане. Каждый молится про себя, чтобы помиловал его Бог. Вспомни, человек, куда ты подходишь, и не обращай внимания на других, хорошо ли они себя ведут. Не обижайся, если сделает тебе замечание священник, и не смотри свирепо, если кто-нибудь тебя одернет.

 

4.8. Необходимость соблюдать молчание и порядок до конца службы

     Бывает, служба еще не закончилась, а уже слышны приветствия, смешки. Всю литургию царила тишина, а в конце подняли шум. И вот наблюдаешь, как перед храмом, даже еще в притворе, начинаются приветствия, объятия. Что это, козы, которые вырвались из загона? Нет, это христиане, выйдя из храма, общаются друг с другом.

     Храм это не забегаловка, куда каждый приходит, поест и уходит. Это дом Отца нашего Небесного. Конечно, посещение церкви дает нам возможность побыть среди братьев и сестер. Было бы полезно продолжить это общение, но не в стенах храма и не во время службы.

 

4.9. Порядок целования икон      Самое яркое выражение чувства любви это поцелуй. Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.      Но чтобы была польза, нужен порядок. Каждый, кто входит в церковь, прикладывается к чтимой иконе храма. Не обходи во время службы все иконы церкви и иконостаса, как архиерей. Это называется бесчинием и непослушанием. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. "Все да будет у вас благопристойно и по чину", – наставляет Писание.      [2]    В Русской Православной Церкви в отличие от Греческой суточный богослужебный круг разбивается на два дня. Воскресной литургии предшествует всенощное бдение, которое служится накануне в субботу вечером. Вместе с тем допускается объединение части всенощного бдения с литургией в воскресенье. В этом случае служба в субботу вечером не ведется. – Изд.      [3]    Общими для всех прихожан русских церквей являются молитвы "Отче наш...", "Верую...", тропари и величания праздникам. Иногда по усмотрению настоятеля разрешается пение и других молитв. – Изд.      [4]    Солея – возвышение перед алтарем. – Изд.      [5]    Пр'ости (греч.) – встаньте прямо – Пер. Глава 5. НЕ ОБРАЗ, А ПЛОТЬ И КРОВЬ      Многие без устали уверяют, что Божественная литургия есть только воспоминание, а хлеб и вино – образы, и как образы не имеют достоинства. Запомни, что это не образы. Это Плоть и Кровь Христовы, и, конечно, велико Таинство, которое совершается. 5.1. Божественная литургия      Божественная литургия есть центр всего богослужения. Без нее невозможно спастись и войти в Царствие Божие. Церковь -это космический корабль, который доставит тебя на Небо. А знаешь, почему? Потому что в ней совершается Жертва. Приносится в Жертву Христос, Агнец Божий. Он предлагает пищу, которая дарует нам вечную жизнь. "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6.35). Жертва эта благоприятна Богу, как ничто другое! Он принимает Ее и дарует нам Свое благословение и милость. И вот, почему.      Известно, что человечество сбилось с пути, стало виновно перед Богом в непослушании. Велик грех, велико и наказание. Сознание вины заставляло людей искать прощения у Бога. Во все времена люди старались умилостивить Его жертвами. В жертву приносили овец, тельцов и даже собственных детей. "Земля осквернилась убийством. Заклали сыновей своих и дочерей своих", – восклицает пророк. Были ли они прощены? Нет, сознание вины оставалось. Необходимо было принести единственную Жертву бесконечного достоинства, которая могла соответствовать Божественной Справедливости, и которую желал Бог.      А где грешный человек мог найти соответствующую Жертву? Нигде. Ее нельзя было найти среди животных и даже среди невинных человеческих детей. Не было на земле ничего, что могло стать достойной ценой прощения человечества. И тогда Господь Сам дал людям необходимую Жертву.