Лекции по церковному праву

Придворное духовенство

Духовенство Придворных церквей находится под управлением Протопресвитера-Духовника Их Величеств и в непосредственном подчинении Св. Синоду.

Лавры и ставропигальные монастыри

Они также изъяты из епархиального ведомства и подчинены центральному церк. управлению.

Управление в других православных автокефальных Церквах

Они также изъяты из епархиального ведомства и подчинены центральному церк. управлению.

В Константинопольской Церкви

К ней принадлежат правосл. христиане, живущие в европейской части Турецкой империи и в Малой Азии. Во главе ее управления стоит Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх (носит титул Святейшества). "Будучи в церковном отношении вождем духовным народа, он является вместе с тем, в политическом отношении, органом верховной власти при осуществлении ее постановлений и мероприятий, касающихся мирских интересов в подведомственной ему христианской среде" (устав о патриар. выборах, гл. 1, ст. 8). При Патриархе находятся: Священный Синод и постоянный Народный (смешанный) Совет. Свящ. Синод состоит из 12 членов, в числе которых 4 постоянных члена (Митрополиты Ираклийский, Кизический, Никомидийский и Халкидонский.), прочие же - из епарх. архиереев, входящих в состав Синода по очереди, на определенный срок. Он заведует всеми духовными делами, а также благотворительными учреждениями и народными школами. Председательствует в нем сам Патриарх. Народный Совет есть церковно-гражданское учреждение, ведающее финансовой и церковно-хозяйственной частью патриархата, а также гражданской юрисдикцией в том объеме, в котором она предоставлена Патриарху турецким правительством. Совет состоит из 12 членов; в их числе - 4 архиерея, избранные Синодом из синодальных членов; прочие члены - светские лица, избираемые из жителей столицы представителями ее приходов, с участием Синода и народного Совета. Половина членов ежегодно обновляется. Председательствует Патриарх, или старший из архиереев. Печать Синода разбирается на 6 частей, каждая из которых находится у одного из постоянных его членов (ключ от них - у Патриарха); точно также, печать Народного совета делится на 3 части, из которых одна хранится у архиереев, а остальные у светских членов. При Патриархе состоят еще несколько должностных лиц (делящихся на пятерицы). Высшая из них (1-я пятерица): великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс, сакеллий. Не имея епископского сана, они считаются, однако, по своему должностному рангу выше епископов. Особое значение имеет Великий Логофет, избираемый Патриархом и Синодом из знатных греков и утверждаемый Портой. Через него Патриарх ведет официальные сношения с правительством; кроме того, Логофет скрепляет своей подписью решения Синода по назначению на архиерейские кафедры, готовит для этого грамоты, взымая за них определенные пошлины. Патриарх избирается особым собранием; оно созывается для выборов и составляется из членов Синода и постоянного Народного совета, из высших государственных православных сановников, из представителей гражданских чиновников, военного ведомства, свободных профессий (также православных), из делегатов от всех приходов столицы, из одного банкира, из депутатов от тех епархий патриархата, которые пользуются правом голоса в этом Собрании, и из представителя Князя острова Самос. В список кандидатов патриархия вносит имена тех лиц, которые сообщаются ей от всех епарх. архиереев (в запечатанных конвертах); светские члены Собрания представляют своих кандидатов для внесения в список закрытой баллотировкой. Порта, получив этот список, может вычеркнуть из него тех лиц, которые будут признаны ею ненадежными в политич. отношении, и в течение суток возвращает его. После этого Собрание (закрытой баллотировкой) избирает трех лиц, из которых члены Синода, в церкви, избирают Патриарха тайным голосованием. Синод совместно с Народным Советом может низложить Патриарха. Патриархи прочих частей Турецкой империи могут сноситься с правительством только через константинопольского Патриарха, и без его разрешения не могут прибыть в столицу.Болгарская ЦерковьВо время существования независимого Болгарского царства в нем было особое патриаршество (Сперва (в 10 в.). Доростольское или Предславское, потом Тырновское (XIII в.); с падением царства последнее было уничтожено, и Болгария в церк. отношении подчинялась константинопольскому Патриарху. В XIX веке, около 70-х годов, болгары отделились от Патриарха, за что и отлучены им от Церкви, по постановлению Константинопольского Собора в 1872 г. (осудившего племенное деление в Церкви, приемлющих оное и основывающих на нем племенные сборища, т.е. церковные. Предложение Патриарха созвать по этому поводу вселенский Собор было отклонено русским Св. Синодом). Однако болгары получили от Султана утверждение их церковной самостоятельности, с тем, чтобы Патриарх признавался их высшим духовным главой в вероисповедальных делах. Болгарская Церковь управляется свящ. Синодом и Экзархом.Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская ЦерквиЧисло членов этих Церквей незначительно (около 30 тысяч во всех вместе). Управляются они также Патриархами при содействии состоящих при них Синодов (из местных архиереев и должностных лиц при Патриархе). Округ александрийского Патриарха - Египет, а местопребывания - г. Каир. Патриарху "великого града Божия Антиохии и всего Востока" принадлежит Сирия, Месопотамия и Аравия; пребывает он в г. Дамаске. Наименьший округ - Патриарха "св. града Иерусалима и всей Обетованной Земли". Все они титулуются "Блаженнейшими" (к титулу александрийского Патриарха присоединяется еще и почетное звание "Судья вселенной"). Примеч. Почти все епарх. архиереи патриархатов носят титул митрополитов.Церковь в Эллинском КоролевствеКоролевское правительство и единогласное решение епископов в Элладе объявило Эллинскую Церковь независимой от константинопольского Патриарха в 1833 г., вскоре после освобождения страны от Турок; но Патриарх протестовал против этого и даже прервал с ней общение, и только в 1850 г. был вынужден признать ее автокефальность. Высшая церковная власть в Эллинской Церкви есть Священный Синод (в Афинах) под председательством Афинского Митрополита, состоящий из пяти членов - архиереев, которые поочередно вводятся в него на определенный срок. При Синоде есть королевский чиновник - Эпитроп; он подчинен Министру исповеданий, является представителем государственной власти в Синоде и скрепляет своей подписью Синодальные акты, без чего они не действительны. Синодская Канцелярия состоит из лиц, принадлежащих клиру, исключая пристава. Дела, подлежащие ведению Синода, делятся на внутренние (чисто духовные) и внешние (имеющие отношение к гражданскому обществу). Первые исполняются Синодом независимо от утверждения их светским правительством; последние же требуют разрешения и утверждения королевской власти. Решаются дела большинством голосов. При епарх. архиереях учреждены духовные Дикастерии, члены которых есть должностные лица при архиерее (эконом, хартофилакс, протэкдик и проч.). Примечание. В королевстве насчитывается 40 епархий.