Лекции по церковному праву

Независимостью пользуются также: а) Черногорская Церковь, - под управлением Митрополита; б) Церковь на острове Кипр, - под управлением Архиепископа, и в) Синайская (на Синайском полуострове) с ее Архиепископом.

Управление в иноверных Церквах

Независимостью пользуются также: а) Черногорская Церковь, - под управлением Митрополита; б) Церковь на острове Кипр, - под управлением Архиепископа, и в) Синайская (на Синайском полуострове) с ее Архиепископом.

Устройство управления в Римско-Католической Церкви

В устройстве своего управления римско-католическая Церковь имеет много общего с православной. 1) Папа (Pontifex maximus? Vicarius Christi). Главное и существенное отличие римско-католической Церкви, в этом отношении, от православной Церкви то, что верховным правителем, видимым ее главой, признается римскими католиками римский первосвященник, которому присвоено звание Папы (отец). Он обладает всей полнотой духовной власти, он есть епископ епископов; прочие органы церковного управления получают свою власть от него. Он есть верховный законодатель Церкви, может издавать обязательные для нее постановления, касающиеся всех предметов церковной жизни и церковного управления, отменять прежние церковные законы, допускать диспенсации (прекращение обязательности общего закона для отдельных лиц и случаев), давать привилегии (права, которые не могут принадлежать лицу или учреждению согласно общему устройству и законоположению). Ему принадлежит высшая власть окончательного суда во всей Церкви, верховное право надзора и управления в ней. Власть Папы не подлежит ограничению со стороны епископства или вселенского Собора, постановления которого обретают законную силу после утверждения Папы. Над ним нет никакого суда, и он отвечает за свои действия только перед Богом и своей совестью. В силу такого положения Папы, в римско-католической Церкви не может быть поместных автокефальных Церквей. В политическом отношении Папа не зависит от светской власти, как глава римско-католического мира, и считается равным коронованным особам. Папа избирается присутствующими в Риме кардиналами в течение 12-ти дней после смерти своего предшественника, из числа кардиналов же, причем некоторые Монархи католических держав могут отстранять от выборов по одному кардиналу каждый. Выбор совершается в строго охраняемом стражей здании - конклаве и производится или большинством голосов (2? 3), подаваемых в запечатанных записках, или единогласно, по чьему-либо предложению, или же комиссией, которой поручен выбор. 2) Кардиналы (cardinalis - главный). Так называются высшие духовные должности, особы при папском престоле, представляющие собой ближайших советников Папы и его помощников в управлении. Их назначение зависит исключительно от Папы. Они избираются из лиц всех трех степеней священства. По штату положено иметь 70 кардиналов: 6 - из епископов, 50 - из пресвитеров и 14 - из диаконов. Они носят титул эминенции, подчинены и подсудны только Папе. Все кардиналы в совокупности составляют священную Коллегию, под председательством кардинала, - епископа города Остии (их декана). Их собрание, под председательством самого Папы, образует Консисторию кардиналов. Когда папский престол бывает вакантным, Коллегия управляет всей Церковью и папским Двором. 3) Римская Курия. Так называется совокупность вспомогательных учреждений, через которые осуществляется управление римско-католической Церковью. Она состоит из нескольких конгрегаций под различными названиями, - постоянных или чрезвычайных; они находятся под управлением кардиналов. Таковы, например, конгрегации: распространения веры (de propaganda fide), рассмотрения книг и внесения вредных из них в список запрещенных для чтения католикам (indicis librorum prohibitorum), рассмотрения вновь возникающих заблуждений (inquisitionis), и др. 4) Митрополиты и Архиепископы. Римско-католическая Церковь разделяется на митрополитские округи, которые состоят из нескольких епархий. Архиерей одной из этих епархий, управляя ею в звании архиепископа, имеет право верховного надзора за управлением остальными епархиями во всей митрополии и носит титул их Митрополита. В других церковных округах первенствующие архиереи носят почетный титул патриархов и примасов. В России один митрополитский округ: Могилевский. Центральное руководство делами римско-католической Церкви в России и Финляндии сосредоточено в особом учреждении, которое называется римско-католической Духовной Коллегией, учрежденной в конце 18 столетия (в С. Петербурге). Она состоит, под председательством архиепископа Могилевского (митрополита римско-католических церквей в России), из двух членов (епископа и прелата) и нескольких заседателей, избираемых кафедральными капитулами по одному от каждой епархии на 3 года, из числа прелатов или каноников. Дела, поступающие в Коллегию из епархии митрополита и решенные им лично, рассматриваются и решаются в Коллегии без его присутствия. При Коллеги состоит Прокурор и канцелярия. Все дела, требующие рассмотрения или решения светского правительства, представляются Коллегией Министру Внутренних Дел, который через ее прокурора наблюдает за ходом дел, делает ей свои предложения и дает заключения. С Правительствующим Сенатом Коллегия сносится через донесения только по судебным делам и получает от него указы; с Министрами Внутренних дел и Юстиции она сносится представлениями. 5) Епископы. Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы. Обычное и нормальное избрание епископа совершается кафедральными капитулами. Но бывают назначения кандидатов на епископство и в иных различных формах, напр., от Верховной Власти в государстве или от Папы; во всяком случае, избранный тем или иным способом епископ утверждается Папой. В помощь епископу Капитулы избирают и назначают епископов суфраганов, соответствующих нашим епископам викариям. Иногда такие епископы получают право преемствовать своему епархиальному начальнику (епископ коадъютор). Другим главным помощником епархиального архиерея служит кафедральный Капитул. Это Коллегия духовных лиц при кафедральном соборе, составляющая Совет или сенат епископа (пресвитерский Совет в древней вселенской Церкви). Капитул состоит из определенного числа прелатов (т.е. первенствующих членов), каноников и викарных священников. Прелаты и каноники назначаются архиереем, при утверждении гражданским правительством, из местных духовных лиц, имеющих церковную степень не ниже иподиакона и богословскую ученую степень. Капитул должен участвовать в архиерейском богослужении, давать архиерею советы в управлении епархиальными делами или свое согласие (в некоторых делах, напр., касающихся самого капитула или церковного имущества, это согласие обязательно для архиерея). Когда архиерейская кафедра бывает вакантной (если в ней нет епископа-коадъютора), Капитул избирает временно управляющего епархией викария, до времени назначения преемника умершему или выбывшему епископу. Кроме того, в России в каждой римско-католической епархии есть духовная Консистория, для предварительного рассмотрения некоторых епархиальных дел (распорядительных, дисциплинарных, хозяйственных, судебных, брачных и т.д.), подлежащих окончательному архиерейскому решению; круг ее полномочий сходен с таковым в православных Консисториях. Консистория имеет лишь совещательный голос и епископ даже не обязан объяснять оснований своих решений, если они расходятся с ее заключениями. Она состоит из официала (председателя), его помощника, визитатора монастырей и заседателей; они назначаются и увольняются своим архиереем. При Консистории есть канцелярия с секретарем и чиновниками, которые пользуются правами государственных служащих. Особенность Консистории состоит в том, что срок полномочий ее членов прекращается со смертью или выбыванием управляющего епархией епископа или викария; новый епископ или временный его преемник, принимая управление епархией, немедленно вновь формирует Консисторию (однако, всегда с согласия светского правительства). Для ближайшего надзора за благосостоянием приходских церквей и служащими при них духовными лицами архиереем назначаются по округам епархии деканы, соответствующие нашим благочинным. 6) Приходские священники имеют почти те же обязанности в приходе и такие же отношения с епархиальной властью, как и в православной Церкви. Где нет права патронажа или где он временно приостановлено, приходский священник назначается епархиальным начальником, с согласия правительства, после предварительного испытания и конкурса между кандидатами. В России настоятель прихода по управлению церковным хозяйством ограничен участием в этом деле патронов и выборных от прихода лиц. Патронаж над церковью может принадлежать духовному или светскому лицу из христиан любого вероисповедания; он приобретается или сооружением церкви, пожертвованием земли для нее, назначением содержания для нее и для причета или же переходом этого права от одного лица к другому (напр., при наследстве или при покупке имения, на котором лежит патронаж; иногда, (что бывает редко) он жалуется Папой. Патрон церкви, кроме некоторых почетных привилегий (напр., первого места в церкви), имеет право представлять архиерею кандидатов на место настоятеля церкви и право непосредственного участия в хозяйственных церковно-приходских делах (он - председатель приходского совета). При настоятеле церкви иногда бывает помощник в звании викария. Все христиане римско-католического вероисповедания из русских подданных, духовные или светские, сносятся по делам своего исповедания с римским (папским) двором не иначе, как через Министра Внутр. Дел, который уведомляет о том Министерство Иностранных Дел. Никакие бумаги, послания и наставления римского Двора (Папы) не могут быть приведены в действие в империи и в финляндском великом княжестве без Высочайшего разрешения, испрашиваемого Министром Внутр. Дел, после предварительного удостоверения, что эти акты не заключают в себе ничего противного государств. постановлениям и свящ. правам и преимуществам Верховной Самодержавной Власти (Уст. иностр. испов. ст. 3, 8, 9).

Устройство управления евангелическо - лютеранской Церкви в России

В основу ее церковного устройства положена приходская община и ее пастор. Пастор, по учению протестантской Церкви, есть лицо, служащее выразителем религиозного сознания общества, и, в силу этой своей функции, уполномоченное обществом на проповедование Слова Божия (церк. учительство), на отправление общественного богослужения и совершение таинств. В принципе, пастор должен быть избран самим обществом из лиц, способных отправлять его обязанности; но на практике этот принцип не везде выдерживается. В России в разных местах существуют различные виды назначения пасторов; во всяком случае, никакой проповедник не может быть определен вопреки желанию прихожан, когда у них есть уважительные причины такое желание высказать. Кандидат в пасторы должен быть не моложе 25 лет от роду, иметь богословское образование (окончить курс на богословском факультете университета) и, кроме того, выдержать в Консистории за определенный срок специально установленные экзамены. Первое испытание - для получения права проповедовать (pro venia concionadi), второе - для права получить приход (pro ministerio). Выдержавшего первое испытание каждый пастор может допустить к проповедованию в своей церкви. После второго испытания кандидат определяется на год в помощники к пастору (адъюнкты). Выдаваемые после второго испытания свидетельства сохраняют силу только в течение срока, соответствующего полученным аттестациям, после же этого срока требуется дополнительное испытание в форме беседы (colloquium); последнее условие соблюдается также тогда, когда кандидат ищет место в другом церковном округе. Кроме отправления проповеднических и богослужебных обязанностей, пастору вменяется в обязанность наблюдение за церковной дисциплиной в приходе и религиозной жизнью прихожан, за приходскими школами, попечение о бедных и посещение больных, ведение церковных документов, непосредственное участие во всех церковно-приходских делах (благотворительных, хозяйственных и др.). Примечание. Звания епископов, архидиаконов, диаконов и проч. в протестантских Церквах указывают не на степени священства (которые там не признаются), а на различные церковно-общественные должности. Низшие церковные служители (кистеры и органисты) к духовному званию не причисляются и служат по найму.

Церковные Советы и ПопечительстваДля заведования имуществом, доходами и хозяйственными делами церкви, а также для сохранения церковного порядка и благочинства, для попечения о содержании служащих церкви, о призрении бедных в приходе и т.п. при приходах состоят или церковные Попечители (Kirchen-Vorsteher), или же церковные Советы из нескольких членов (4-12), называемых церковными Старшинами, Попечителями. Все эти должностные лица избираются на три года собранием прихожан, имеющих право голоса (в селах - владельцами недвижимой собственности). Пастор церкви - член Совета; в некоторых приходах звание Попечителя совмещается с должностью приходского пастора. Церковные Попечительства обязаны ежегодно давать общему Собранию прихожан (церковному конвенту) отчет о своей деятельности и состоянии церковной кассы. В селах, в помощь попечителям, приход избирает на три года церковных старост из селян, которые утверждаются попечителями и находятся у них в подчинении. Надзор в округах за попечительствами приходов принадлежит Главным церковным Попечительствам или Инспекциям, состав (Состоят как из духовных, так и из светских членов) и подчиненность которых различны в разных местностях. Главный же надзор за церковным имуществом принадлежит Генеральной Консистории.Церковно-правительственная властьВнешнее главное управление Церковью вообще предоставлено светской Верховной Власти. При этом, церковному обществу и его духовным представителям дается в разных странах большая или меньшая степень самостоятельности; отсюда и правительственное устройство Церкви реализуется в различных формах. В России евангелическо-лютеранская Церковь разделяется на несколько округов (соответствующих епархиям); их пределы указаны законом. В состав окружного управления входят Консистория, Супер-Интендант и Пробст. а) Консистория состоит из светского президента, духовного вице-президента и духовных и светских членов поровну. Президент утверждается Государем или по представлению Министра Внутренних Дел, или по выбору местного дворянства или городского магистрата. Духовные члены избираются пасторами, светские - консисториями или дворянством и магистратами; все они утверждаются правительством. Консистории принадлежит в округе главный надзор, управление и суд по всем церковным делам (за исключением экономических, подведомственных Главным Попечительствам). Ее власть соответствует власти епархиальных начальников в других Церквах. б) Супер-Интендант или (в некоторых округах) Генерал-Супер-Интендант является начальником всех духовных лиц консисториального округа и вице-президентом Консистории; он посвящает пасторов, наблюдает за их деятельностью и поведением, за церковными учреждениями, посещает округа, пресекает замеченные беспорядки, имеет власть штрафовать подчиненных обычными выговорами (большие наказания зависят от Консистории). Кандидат на эту должность избирается и утверждается тем же порядком, что и президент Консистории. Супер-Интендант ежегодно собирает (где это возможно по местным условиям) Синод из пасторов своего округа или общее духовное совещание, с целью совершенствования каждого его члена через взаимный обмен мыслями и наблюдениями по разным предметам церковной жизни. Протоколы Синода доводятся до сведения Консистории. Назначение его места и времени зависит от Председателя. в) Пробст. Некоторые консисториальные округа, при утверждении правительством, подразделяются на несколько меньших округов, состоящих из нескольких приходов. Каждый такой округ вверяется надзору и руководству одного из пасторов - Пробсту (в других странах - декану). Пробст избирается пасторами округа и утверждается Министром Внутренних Дел. Его должность соответствует благочиннической в нашей Церкви. Он является непосредственным начальником духовенства в своем округе, ближайшим наблюдателем за отправлением должности и поведением пасторов, через него духовенству сообщаются все предписания духовного начальства. Он обязан посещать церкви своего округа и надзирать за ними во всех отношениях. В некоторых местностях Пробсту предоставлено право созывать собрания из пасторов для обсуждения церковных дел. Он непосредственно подчинен Супер-Интенданту. Высшее центральное управление евангелическо-лютеранской Церкви в России есть Генеральная Консистория. В ее ведомстве находятся все окружные консистории и супер-интенданты; ей принадлежит право решения всех важнейших вопросов церковного управления, высшего надзора за управлением всей Церковью в стране, окончательного суда по всем церковным делам, главного наблюдения за распоряжением церковным имуществом и проч. Она состоит из светского Президента, духовного вице-президента (назначаемых Государем), двух духовных и двух светских членов, которые избираются на три года из консисториальных округов и утверждаются Государем. При ней состоит Канцелярия и Прокурор. По распорядительным делам Генеральная Консистория подчинена Министру Внутренних дел, а по судебным (кроме чисто церковных дел) Правительствующему Сенату. По закону, должны существовать еще Генеральные Синоды, которые созываются, с Высочайшего соизволения, Генеральной Консисторией для обсуждения вопросов, касающихся веры, богослужения, церковного устройства, правил благочинства, и для сообщения правительству сведений о потребностях евангелической Церкви. Эти синоды должны составляться из духовных и светских депутатов от консисториальных округов, а также из президентов и вице-президентов Консисторий, депутата от богословского факультета Юрьевского Университета и др. Впрочем, эти синоды не имеют законодательной власти; их решения получают законную силу только после их утверждения правительством. Примечание. Евангелическо-реформатские общины в России имеют сходное с лютеранским церковное устройство. В некоторых местностях они имеют особое церковное управление (Коллегия и Синод в Вильно, для западных губерний); в других они подчиняются местным лютеранским консисториям, которые созывают, для рассмотрения церковных дел этих обществ, особые реформатские заседания, меняя для этого свой состав (вместо лютеранских духовных членов присутствует один или два реформатских пастора и столько же реформатских церковных старшин). Заведуют и распоряжаются хозяйством сами общины через свои церковные Советы.Управление армяно-грегорианской Церкви в РоссииВысшее управление ею принадлежит верховному Патриарху всех армян или Католикосу народа Гайканского. Его резиденция - Эчмиадзинский монастырь. Кандидаты на патриаршество избираются депутатами от всех армянских епархий, русских и иностранных, и Патриаршим Синодом; утверждение одного из двух представленных кандидатов принадлежит Государю. Депутаты для этого избрания назначаются от епархий по двое - один духовный и один светский. Для избрания назначается годичный срок. При Патриархе состоит Синод из четырех епископов и четырех архимандритов, утверждаемых в должности его членов Государем. Патриарх является председателем Синода. Синод имеет высшую распорядительную и судебную власть в Церкви и окончательно решает все церковные дела; но во всех чисто духовных делах (напр., касающихся догматов веры, богослужения и т.п.) голос Синода только совещательный, окончательное же их решение принадлежит Патриарху, который не присутствует в Синоде при их рассмотрении. Такие дела ни в коем случае не рассматриваются в Синоде в то время, когда патриарший престол не занят. По делам пребывающих в России армян, Синод подведомственен Правительствующему Сенату, Кавказскому высшему управлению и Министру Внутренних Дел, наравне с прочими высшими церковными управлениями иноверных исповеданий. При Синоде состоит Прокурор и Канцелярия, члены которой утверждаются в должности Патриархом. Как верховных пастырь всех армян-грегориан, Католикос утверждает в должности других патриархов своей Церкви; все они в духовных делах своих частных Церквей действуют с его согласия. Армяно-грегорианская Церковь в пределах России разделяется на несколько (на 6) епархий, из которых одна (Эриванская) непосредственно управляется Католикосом, как ее архиепископом, через его викариев. Каждая епархия управляется архиепископом, при содействии его викариев, консисторий, духовных управлений. Вообще, устройство армяно-грегорианской Церкви, ее управление, права и обязанности духовных лиц и церковных учреждений такие же, как и в православной Церкви. В общем круге государственного управления, делами иноверных христианских Церквей ведает в России Министерство Внутренних Дел, внутри которого производство этих дел сосредоточено в департаменте духовных дел иностранных исповеданий.Отдел III. Общественное богослужение и священнодействия