Луч умного солнца. Беседы о молитве

В славословии мы прославляем Бога как Творца всесовершенного, всеправедного, всесвятого, вседовольного, всеблаженного. В благодарении мы благодарим Бога как Промыслителя, Искупителя и Освятителя - всеблагого, всещедрого, всемилостивого. В прошении - просим и молим Всесвятую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу о прощении наших согрешений и ниспослании нам благ, во-первых, вечных и духовных, а во-вторых, временных и телесных.

По мере чистоты, какую приобретает чей-либо ум, и по свойству состояния, в каком обретается молящийся, эти основные виды молитвы еще более разнообразятся, и поэтому можно сказать, что вообще никто не имеет молитвы совершенно единообразной. По мнению некоторых учителей Церкви, прошение особенно прилично начинающим, которые еще связаны узами житейскими и еще уязвляются тернием пороков; благодарение - тем, чье преуспеяние в добродетелях достигло некоей более высокой степени духовного совершенства, откуда они благодарно и с любовью созерцают милости и щедроты Господни; славословие - тем, кто, исторгнув из сердец своих терния обличений совести, спокойно, чистым умом возносятся до созерцания совершенств высочайших, Божественных.

Очевидно, что человек, даже еще и не достигший духовного совершенства, может иногда воссылать чистые и усердные молитвы. Даже и тот, кто еще привязан к земле, но возмущается помыслом о грядущем Суде, приходит иногда в такое сокрушение, что не менее горит сердцем, чем тот, кто наслаждается неизреченным весельем и радостью при созерцании Божественных совершенств. Такой человек, зная, что только ради заслуг Спасителя ему многое прощается, начинает, по слову Господа, много любить (Лк. 7, 40 - 50).

Ибо щедр и многомилостив к нам, грешным, Отец Небесный! Сладость молитвенного с Ним собеседования дает вкушать как совершенным, так и несовершенным в жизни христианской, дабы всех спасти и привести в разум истины; дабы все равно и с надеждой на одно милосердие Божие просили, искали и толкали до тех пор, пока не отверзутся двери благости Божией, милующей и спасающей всех нас, по единой любви Отца Небесного!

Братья и друзья! Великое и высокое дело - молитва истинная! А кто из нас имеет хотя бы самые малые начатки молитвы истинной? Но не скорбите и не отчаивайтесь, а только просите Господа Бога, чтобы благодать Всесвятого Духа коснулась сердца нашего. Тогда и мы сможем прославлять, благодарить и просить милосердного Бога, как должно. Аминь.

15.См. Катехизические поучения прот. Григория Дьяченко. О христианской молитве.

16.Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. Аввы Исаака о молитве. Гл. 31.

17.Катехизис свт. Филарета Московского.БЕСЕДА 6. О славословииДав общее понятие о молитве хвалебной, благодарственной и просительной, побеседуем о каждой из них несколько подробнее, чтобы видеть и побуждения, и образцы для каждой из них.В молитве хвалебной мы должны прославлять Господа Бога за Его высокие совершенства, видимые во всех творениях. Если мы будем внимательны, то увидим, что сама природа непрестанно прославляет Своего Творца пением птиц или торжественным молчаливым величием ночного звездного неба, торжеством жизненной силы и красоты, послушанием Промыслу, соделавшему все благим, гармоничным и закономерным. По словам псалмопевца Давида, небеса поведают славу Божию, о делах же рук Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). В природе, на что ни посмотришь, все премудро, все до бесконечности великолепно и стройно. Все в мире являет непостижимое величие Божие и благость Творца. Солнце, луна и звезды, свет, огонь, вода, земля, все стихии, все твари, все животные и венец творений Божиих - человек - все создано Словом Божиим, оживотворяется Его Духом и держится Его силой и могуществом.Потому псалмопевец и призывает все созданные твари, небесные и земные, словесные и бессловесные, одушевленные и неодушевленные, - прославлять Бога, Творца своего: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его; хвалите Его, все Силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес. Хвалите Господа от земли, змии и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие слово Его; горы и все холмы, древа плодоносные и все кедры; звери и все скоты, пресмыкающиеся и птицы пернатые; цари земные и все люди, князи и все судии земные; юноши и девы, старцы с отроками (Пс. 148, 1 - 4, 7 - 12).В Апокалипсисе также читаем, что Господу, сидящему на небесном престоле, всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, воздает благословение, и честь, и славу, и поклонение во веки веков (Апок. 5, 13).Если Господа славят и служат Ему все твари, даже бездушные и бессловесные, как же не славословить Господа человеку, Божьему творению, разумному, словесному и облагодетельствованному Им в высочайшей степени, человеку, которому Сам Сын Божий послужил Своим вочеловечением и устроением его вечного спасения?