4. В том, что будет наказание нечестивых, мы можем удостовериться и из следующего: если злым не предстоит быть наказанными, если не существует «воздаяния ни за что», тогда «и благие не увенчаются». И, таким {стр. 514} образом, «блудник, и прелюбодей, и сотворивший тысячи злых дел» вкусят тех же благ, что и тот, кто жил в целомудрии, святости, воздержании и всяком ангельском житии? Следовательно, монахи и подвижники, явившие чудеса аскетизма по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 38), будут жить в вечности без наград за добродетели? Если не существует геенны и не последует воскресение, тогда злые получат те же блага, что и праведные! Но какой человек, даже совершенно безумный, будет утверждать что–либо подобное? И даже какой бес мог бы сказать что–либо подобное? [1124]

И святитель Иоанн Златоуст завершает свою просвещенную аргументацию советом: братия мои, давайте не будем отрицать существование геенны, чтобы не «попасть в нее», потому что не верующий в ее существование «становится более ленивым и небрежным» в добродетели, а ленивый и небрежный в добродетели дойдет до нераскаянности и непременно закончит в аду. Давайте же будем безоговорочно верить в геенну и постоянно беседовать о ней, и тогда не будем впадать в грех легко и быстро. Потому что память об адских мучениях, как иное горькое лекарство, излечивает и предотвращает всякое зло [1125].

5. Наконец, даже сам диавол, обманывающий людей, внушая им, что геенны не существует, сам верит в ее существование и трепещет! Ведь, как сказал Господь, вечный адский огонь уготован диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41), в то время, как мы, люди, сотворены Богом, чтобы унаследовать Вечное Царство, если, конечно, мы захотим стать достойными этого Его бесценного дара. Итак, бесы «веруют, что геенна существует». Поэтому они и взывали ко Христу со словами: «Иисусе, Сыне {стр. 515} Божий, пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29)» – то есть до часа Всемирного Суда. Так как же не боишься и не дрожишь ты, человек, – пишет божественный Златоуст, – отрицать существование геенны, когда даже сами бесы исповедуют и принимают ее существование? Возбудитель подобных «лукавых учений» – диавол – наш изначальный враг. Для того он и заставляет некоторых считать, что геенны не существует, чтобы ввергнуть их в нее. Тогда как благой «Бог, напротив, угрожает геенной и уготовал ее», с тем, чтобы мы, предупрежденные об этом, жили благочестиво и не попали в эту геенну [1126].

Более того, когда мы слышим о том, что произойдет Суд и последует наказание грешников, не нужно забывать и следующего: Бог угрожает и предрекает кары ада отнюдь не потому, что Он бесчеловечен и жесток, но потому что Он исполнен «милости и человеколюбия». Что благость Его «делает все», чтобы отвратить нас от греха и привести к покаянию, ясно, «поскольку Он и согрешающих наказывает и преуспевающих в добродетели венчает». Кроме того, все, что Он нам говорит по этому вопросу, Он открывает нам в этой жизни, учит нас этому здесь. Человеколюбец Бог предрекает наказания, которые Он может наложить, «не для того, чтобы исполнить предрекаемое, но чтобы предотвратить то, о чем Он предупреждает. Для того Он пригрозил нам геенной, чтобы не ввести в геенну». Таким образом Он говорит нам: «Пусть вас испугают слова, но зато не огорчают дела». И богопросвещенный отец, видя, сколь многую пользу получает душа от этого премудрого вос{стр. 516}питания многомилостивого Бога, возглашает: «Дивны Твои обетования (обещания), Владыко, дивно чаемое Царство Твое», но и дивна «также и геенна, которой Ты угрожаешь». Ибо нас вдохновляет «хорошо Царство и с пользою пугает геенна»!.. [1127]

Блаженный Феодорит Кирский в толковании на 3–ю главу Книги пророка Ионы по поводу покаяния ниневитян замечает, что если бы Бог хотел наказать ниневитян, то не стал бы прежде им угрожать, но сразу наложил бы наказание, но поскольку Бог радуется только спасению людей, то угрожает скорбями, чтобы не быть вынужденным применить скорби, то есть наказание [1128].

И божественный Златоуст заключает: «Так что и геенна – от любви, давайте возлюбим Бога, как Ему угодно, ибо Он считает это великим делом. И даже когда мы отвращаемся, Он продолжает призывать нас, а когда мы не хотим обратиться к Нему, то наказывает нас из любви, а не потому, что ищет и хочет наказать» [1129].

Каковы кары ада? Каковы же наказания, которые назначит справедливый Судия, когда возвестит Свое страшное решение в день Второго Пришествия? 1. Уже «само по себе проявление божественного недовольства» и удаление грешников от Бога, источника всякого мира и блаженства, «и лишение божественной славы представляют собой неизмеримо тяжкое наказа ние» [1130]. «Я знаю, – пишет святой Златоуст, – что многие {стр. 517} только геенны испугались, «я же лишения небесной славы» считаю наказанием, большим геенны. Ибо, если бы даже не существовало ада, то не быть принятым Судией и удалиться от Него по слову: идите от Меня (Мф. 25, 41), то есть таким «позорным» образом, перед тем миром, наполненным столь великим сиянием, – это великая кара. Или ты полагаешь «малой карой» не быть приглашенным на праздник Небесного Царя, не быть удостоенным неизреченной славы, быть изгнанным далеко с этого празднества и лишиться «неизглаголанных благ?» [1131] И уже одно «отпадение от этих благ» вызывает такую большую боль, скорбь и печаль, что если бы даже не было уготовано грешникам никакого другого наказания, уже самой по себе этой потери и неудачи было бы достаточно, чтобы напоить невообразимой горечью их души, уязвить их больнее адских мучений и потрясти их. А касательно отвращения лица Божия от грешников в День Судный он отмечает, что было бы легче вынести «тысячи молний», чем увидеть, как это кроткое лицо Господа отвращается от нас и Его кроткие глаза не желают смотреть на нас [1132]. Святой Никодим Святогорец, размышляя об ужасном адском наказании, то есть о лишении человека общения с Богом, пишет: «О несчастный грешник! Разве это малый убыток, разве это малая скорбь – потерять Бога, Который весь есть сладость, весь радость, весь желание и весь ненасытимое насыщение? Который весь есть свет и источник света, и жизнь и источник жизни, весь мудрость и источник мудрости? Разве это малая скорбь – потерять Бога, красота Которого превосходит всякую красоту, мудрость – всякую мудрость и сладость Его – всякую сладость? Чей один луч славы, если {стр. 518} бы просиял в аду, то ад тотчас сделался бы раем? […] Разве это малая скорбь – потерять, о несчастный, Бога твоего, Который есть высшее благо, начало, середина, конец твоего бытия? […] О утрата безграничная! О утрата безмерная! Я уверен, брат мой, что если бы ты хотя бы раз видел эту великую утрату, понесенную из–за твоих грехов, то ты закричал бы, как тот царь, сказавший в час смерти, что потерял все. Ибо, потеряв Бога, он потерял и тело, и душу, и небо, и землю, и временное, и вечное – все!..» [1133] Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом – это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью [1134]. Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, – пишет Иустин Попович, – быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас» [1135]. И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад, отпадение от всеблагого Бога – это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком!