Учебник жизни

III. Мама

Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм - не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью. Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную словно горящая свеча чрез все годы ее жизни? Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала нас, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик и, казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств.

А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели - значит, и вставали намного раньше нас, и ложились позже, и при этом все успевали - и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежку, дабы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Чем же, повторю, воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, друзья, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желал, чтобы эти буквы всегда ярко светились в вашем сознании, независимо от того, сколько вы будете идти по дороге земной жизни! Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью - никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и делах, и молитвах. Именно об этом и говорит Господь в Своей библейской заповеди: "Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле". Мне кажется, что понятия "мать", "материнство" - святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной, даже грешной, в глазах детей она должна оставаться всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае, недопустимо делать маме упреки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению . Не скрою, иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая это просчетам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования черной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, да еще к тому же и компьютерными, что у них все меньше и меньше времени остается на маму. Многие ли из наших читателей могут сказать, какие у мамы глаза? Нет, я не имею в виду цвет - карие или голубые, это, слава Богу, мы помним. Мамины глаза... В них - вся наша жизнь, в них - мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: все будет хорошо, потому что рядом - мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, чрез них исходит правда, и ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный, гаденький поступок. В такие минуты хочется отвести взор от маминого лица, потому что иногда вместе с мамой на нас смотрит Сам Бог, а ведь от Господа не укроется ни одно тайное слово, ни одна мысль, прячущаяся в глубинах нашего сердца. А что мы знаем о маминых руках - многозаботливых, не знающих ни устали, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему едва лишь что-то заболит у нас или поцарапаем руку, занозим, ушибем - сразу бежим к ней, всем в доме возвещая о цели нашего суматошного и внезапного прихода громким воплем: "Мама, ма-а-ма!" И - о чудо! Едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит - и боль уже вполовину меньше, а то и совсем пропала. Ах, как жаль, что дети в наше время почти разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями. Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: "Мамочка моя хорошая, дорогая..." А подойдут и лишь крякнут отрывисто: "Мам, есть есть?" - предоставляя ей расшифровывать это своеобразное вопрошение. Знайте, друзья, для того Бог так украсил этот мир, чтобы мы черпали из созерцания его красоты теплые обращения к маме. Почему бы не назвать ее "солнышком" или "небушком"? Только попробуйте - слова сами придут и лягут на сердце. Если хотите, раскрою вам одну тайну... Мама очень любит цветы. И даже если вы не в состоянии купить для мамы роскошные розы, принесите ей летним днем скромный полевой букет из кашек и ромашек. И мама в ответ на ваш подарок так улыбнется, что эта лучезарная улыбка навсегда запечатлеется в вашей памяти, и никаким последующим бедам и напастям (без них не обойтись) никогда не удастся стереть ее. Быть может, в час уныния и печали, когда рядом не окажется никого, кто бы поддержал и ободрил вас, а называвшие себя вашими друзьями отвернутся от вас, так что вы останетесь совсем одни в этом холодном мире, - в этот час Господь воскресит в вашей памяти благодарную и признательную улыбку мамы - и тяжкое бремя внезапно скатится с ваших плеч, и сердцу станет так легко... Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечение нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь - нашим здоровьем, ее скудость - нашим изобилием. Деятельная любовь к матери никого никогда не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их еще более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения - то же самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет. "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я" - эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти. Не следует думать, что любовь требует свершения непременно великих дел. Нет, "с ручейка начинается река". И огромное здание слагается из малых кирпичей. Каждому из нас подобает стать зодчим любви, ожидающей от нас труда, и труда непрестанного. Основание сыновней любви - всегдашнее памятование о родителях. Нося в сердце имя матери, мы не сможем не молиться о ней. Молитва о родившей нас, постоянная, глубокая, искренняя - еще одна добродетель, которую нам надлежит положить к натруженным стопам матери. Человек, молящийся о ближнем, всегда ищет для него доброго слова. И если до конца маминой жизни мы остаемся с ней друзьями, наше сердце открыто ее заботливому и теплому взору, мы стремимся поделиться с ней всем, что наполняет душу, а родительский совет, осторожный и мудрый, бывает для нас руководством к действию - то и мама, и дети удостоятся от Бога венца любви. Этот венец составлен из драгоценных камней: рубина сострадания, изумруда радости, сапфира чистоты и нежности, жемчуга домашней тихой молитвы. Нет, наверное, среди наших читателей, и юных, и возрастных, ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке (как бы сказали в старину, к ланите) Пречистой Девы, Которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется "Умиление", и прекраснее его нет на свете. Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать-христианка обнимет свое дитя во Царствии Небесном после того, как воскрешены будут тела усопших на Страшном Суде Христовом. И там, в Небесном Иерусалиме, действительно незаходимым светом будет сиять Солнце правды - воскресший Христос, и там всегда будет мама, и там всегда будем мы - если заслужим у Бога вечного блаженства делами веры и любви на этой грешной земле.

IV. Мир Божий

Человека, любящего мудрость, окружают книги. Из них он черпает знание о жизни, ими руководствуется, на них ссылается, ими восполняет недостаток сведений об интересующих его предметах. Есть среди книг одна, которая всем открыта, хотя не всем доступна. Для того чтобы научиться читать ее, не нужно ни знать алфавита, ни уметь складывать из букв слова и предложения. Необходима лишь любознательность и способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта, как вы догадались, не человеком написана. Название ей - Божий мир, что раскинулся вокруг нас. Сколько же всего вмещается в эту книгу! И небеса, и земля, и царство природы, люди, звери, птицы, и земные недра с их содержимым! Изучать это дивное творение Господа призван человек с первых дней своей жизни, едва лишь у ребенка раскроются глаза и он начнет делать свои первые наблюдения. "А когда же завершается чтение Божией книги?" - спросите вы. Думаю, никогда. Ибо и после кончины, если получим милость у Господа, в Его Царстве мы будем вникать в тайны Божии, уразумение которых даруется христианам в непостижимой на земле полноте. Но что за уроки способен извлечь годовалый малыш, называемый обыкновенно несмышленышем, из своего опыта общения с миром? О, не спешите сомневаться и иронизировать, дорогие мои собеседники. Ведь недаром сложена пословица: "Устами младенца глаголет истина". Мы хвалимся нашими умственными способностями, почитаем себя семи пядей во лбу. Но давайте исследуем, в каком же состоянии находится наш ум. Сколько в нем посторонних, ненужных и несвязных мыслей! Как они непостоянны и обрывисты! Как быстро сменяют одна другую без всякой внутренней последовательности! Вот уж поистине "галопом по Европам"! Поэтому часто из-за внутренней сумятицы и внешней суеты, имея глаза, чтобы видеть, мы не видим, имея уши, чтобы слышать, не слышим. А у младенчика? Да, ум у него еще не раскрылся. Однако ж посмотрите, как он пытливо всматривается в окружающие его предметы. Малыш часами может находиться на природе и вовсе не испытывать скуки, сосредоточенно вглядываясь в розовый благоуханный шиповник или прислушиваясь к шелесту листвы над головой. И мне хочется верить: чистым сердцам младенцев понятна песнь соловья, вдохновенно встречающего вечернюю зарю, им раскрывает свои тайны прохладный ветерок, который, неизвестно откуда взявшись, потеребит ласково локон над ушком дитяти и вмиг умчится, не оставив за собой и следа. Думаю, нужно стать таким младенцем, чтобы понять признание русского поэта, сказавшего в минуту душевного просветления: "И в небесах я вижу Бога..." Мир потому и называется Божиим, что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о Боге, своем Создателе и Попечителе. Как по прекрасному произведению мы судим об искусности и премудрости мастера, так и через внимательное, неспешное рассматривание творений мы восходим к познанию Всемогущего и Всеблагого Бога. И что замечательно, подобное исследование доступно не только многоученому профессору, но и вихрастому мальчишке с доброй душой и пытливым острым умом. Подумать только, решительно все, созданное Богом, учит нас правой и правильной вере в Него, преподает нам уроки добра и любви в отношении друг друга. Посмотрите-ка, если можете, на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим очам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе - единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков единый Бог, дарующий о Себе познание как об Отце, Сыне и Святом Духе. Солнышко, как оно бескорыстно! Посылает свой свет и на праведных и неправедных, всем дарит жизнь, решительно никем не пренебрегает. Солнечные лучи могут скользить и по лужайке, усыпанной цветами, и по болоту, едва прикрытому зеленоватой ряской. Один и тот же луч с нежностью прикасается к девственным лепесткам ландышей, освещает застоявшуюся, побуревшую от гнилушек воду в лесной канаве - и остается всегда чистым, нетленным и светоносным, никогда не оскверняясь, но все собой облагораживая! Таков и Господь наш, посылающий земледельцам дождь, поздний и ранний, повелевающий земле каждый год плодоносить, утешающий всякое живое существо чистотой и прохладой воздуха. Бог никого из созданных им людей не обделяет Своими милостями, очевидно, с целью утвердить добрых и благих в добре и делах правды, а грешных и порочных самой благостью Своей преклонить к покаянию и исправлению. И сколько полезных нравственных уроков мы извлечем применительно к себе из изучения явлений Божиего мира! Вот уж истинное природоведение! Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки, что протекает там за рощей, меж зеленых холмов. Останавливается ли она хоть на минуту, с леностью ли и небрежением совершает порученное ей дело? Нет, речушка, реченька устали не знает; даже когда мы спим, она катит свои воды к намеченной цели. Вот такими и мы должны если не быть, то стать: постоянными, исполнительными, скромными тружениками, отличающимися прежде всего целеустремленностью в главном деле нашей жизни - Богопознания, или проще - познании Бога и служении Ему. А какая вода мягкая, нежная! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется, но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит... Таково свойство истинной любви, заповеданной нам Христом: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Так живи, так действуй, так поступай, чтобы всякий, даже случайно подошедший к тебе человек, перемолвившийся с тобой двумя-тремя словами, отошел просветленный, утешенный, словно сделал глоток свежей, прохладной воды. Хотите еще один урок? Попробуйте бросить в воду камень - что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги - один, второй, третий. Минута - и все пропало. Река, как была спокойной, такой и осталась, а камня уж и не сыскать. Вспомни это чудное свойство любимой реченьки, когда кто-то бросит в тебя камень - обидное, резкое, злое слово. "Побеждай зло добром", - учит нас Евангелие. Пусть Сам Христос сделает душу подобной воде: злое слово (оскорбление, напраслина, издевка) вошло в нее и мгновенно потонуло, пропало, исчезло в чистых водах вашего сердца. А вы лишь посмотрите спокойно и кротко на оскорбителя: зачем же произносишь такие жестокие и ложные слова? Умение переносить неприятности, заливать огонь чужой раздражительности водой собственной кротости называется смирением, которое делает своего обладателя разительно похожим на Христа. Всего и не опишешь, что просится на перо. Задам-ка я лучше вам вопросы, мои любезные читатели. Бог, как известно, сотворил всех животных, наделив их самыми разнообразными свойствами. Вот и скажите, чему полезному нам можно и должно поучиться у... бобра? Правильно: работоспособности, искусству созидать, рачительности. А у... лисицы? Некоторые догадались: ловкости (но не плутовству, конечно), сноровке, я бы сказал, грациозности. Может ли преподать нам назидательные уроки - верблюд? Конечно, он же такой запасливый и терпеливый: попьет загодя и затем может много дней терпеть жар и зной в безжизненной пустыне, пока-то дойдет караван до следующего оазиса. Пить и есть, в отличие от верблюда, нам нужно часто, зато терпеть, быть выносливыми, мужественными в перенесении испытаний, согласитесь, не столько верблюжья, сколько человеческая добродетель. И не дай Бог нам перенять от двугорбого жителя пустыни привычку плеваться - такого незадачливого ученика я бы отправил на перевоспитание куда-нибудь в пустыню Каракумы. А кто это оглашает рощу удивительными трелями и звуковыми каскадами, которым позавидовали бы и Вивальди, и Моцарт? Это наш русский соловушка - ему нет равных среди пернатого царства! Подумать только: невзрачная серая пичужка заменяет собой целый симфонический оркестр! Какой прекрасный урок для подрастающего поколения! Ведь подлинная красота и значимость личности не в миловидности лица и пропорциональности телесных форм, не в изысканности одеяния, а тем паче не в затейливости прически. Но прекрасным в очах Божиих становится лишь тот, кому свойственны молитвенность ума и сердца, нравственное благородство и желание своими талантами бескорыстно служить людям. Мне кажется, нам удалось вместе с вами, совместив приятное с полезным, а серьезное со смешным, немного отдохнуть. Благо, и глава уже подходит к своему концу. В заключение скажу еще об одном. Никогда, выйдя из дому и увидев пасмурное небо, мелкий моросящий дождь, не говорите: "Скверная погода!" Вспомните хотя бы слова мудрой песенки: "У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать, дождь, пургу в любое время года надо благодарно принимать..." Помните, в мире нет ничего случайного! Не случай правит миром, но Божий Промысл, то есть попечение о каждом из нас любящего Небесного Отца. Вот почему наши прабабушки со знанием дела говорили: "На все воля Божия. Утро вечера мудренее. Господь управит. Слава Богу за все".

V. Крестины и именины

Несправедливо было бы, поведав о днях земного рождения, умолчать о дне рождения духовного. Тем более, что духовное рождение не только не уступает, но даже превосходит по значению земное. Может быть, для того и написана эта книга, чтобы прочитавший ее тотчас осведомился у своих родителей, состоялось ли его рождение духовное; а если состоялось, то где, когда и при каких обстоятельствах. Именуется оно святым крещением, или крестинами. Как обыкновенный день рождения сопровождается подарками, так и крестины, даже если мы ничего не можем о них припомнить, ознаменовываются появлением в нашей жизни очень интересных и важных вещей, и не только вещей, но и людей. Прежде всего скажем о крестильном нательном крестике. Знаешь ли, где твой крест, читатель? Пишущему эти строки дано было обрести свой крестик уже в студенческие годы, то есть в 17-18 лет. А крестили меня, как поведала бабушка, в три года. Мой маленький оловянный крестик на шерстяной белой веревочке сохранился в маминой шкатулке вместе с крестиком брата-близнеца. Какая находка! Ведь крест - это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить под тремя замками, но святыня, и святыня животворящая! Многие из вас знают, какие слова обыкновенно находятся на обратной стороне креста. "Спаси и сохрани". Стало быть, не шкатулочку, а нас самих крест должен сохранять от всякой беды и напасти. Не случайно благочестивый русский народ сложил мудрую пословицу: "Не мы крест носим, а он нас носит". С тех пор я никогда не расстаюсь со своим крестом. И днем и ночью он со мной. К сожалению, не у всех бабушки столь благочестивы, чтобы научить своих внуков перед сном с благоговением целовать изображение распятого на кресте Спасителя, всегда согревающего наше сердце. А крест потому и имеет великую силу, что на нем пострадал Христос за грехи людей и упразднил власть зла над ними Своим воскресением. Тот, кто знает непобедимую силу креста Христова, умеет осенять себя крестным знамением "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Нательный крест, таким образом, является видимой святыней, свидетельствующей о нашей вере. "Кто со крестом, тот со Христом", - вспомним еще одно меткое народное изречение. А знаете ли вы, что говаривали в старину добрые люди в случае, когда кто-то вел себя из рук вон плохо, недостойно звания православного христианина? Захмелеет ли на званом пиру какой добрый молодец, не рассчитав свои силы, и начнет бесчинствовать; торговец ли, обозлившись на что-либо, вдруг станет скверно ругаться; или служивый, выйдя из терпения, немилосердным образом будет хлестать застопорившуюся лошадь - увидит подобное украшенный сединами благочестивый пожилой человек, покачает сокрушенно головой и скажет: "Усовестись, что же ты творишь? Креста на тебе нет!.." Времена меняются, а крест был, есть и будет святыней. И если заветный крестик сокрыт у тебя на груди, бойся дурным поступком, нехорошим словом, даже грешной мыслью оскорбить благодать Божию, льющуюся со креста в твою душу и дарующую ей силы жить чисто, честно и благородно, а лучше сказать - свято. Но, увлекшись повествованием, мы еще ничего не сказали о крестильной белой рубашке, которую возложил на нас батюшка, священник, тотчас после крещения. Если вы, читатели, крещены во младенчестве, то, вероятно, сохранилась у мамы или бабушки ваша крестильная белоснежная распашоночка. Это так называемая крещальная риза, явным образом указывающая на то, что Господь Иисус Христос дивно очистил, возродил и освятил новокрещеного, исполнив его душу и тело светоносной благодати Божией. Если же человек принимает крещение взрослым, то он обыкновенно хранит крестильную рубашку, дабы надеть ее перед кончиной. Действительно, в старину благочестивые русские люди, чувствуя приближение смертного часа, надевали белую рубаху, свидетельствуя Богу о готовности дать отчет за всю прожитую жизнь, посвященную делам веры и любви к Богу и ближним. Мне кажется, было бы замечательно отмечать собственные крестины в белой одежде - чтобы живее помнить о дарованной нам через погружение в крещальную купель благодати Божией. А ведь кому много дано, с того много и спросится. Получил в крещении спасительную благодать, словно семечко, она проникла в землю твоего сердца - смотри не ленись: изучай Закон Божий, молись, исполняй заповеди, ходи по праздникам в церковь, исповедуйся, причащайся - и мало-помалу это семечко прорастет и станет, как сказано в Евангелии, огромным деревом, в ветвях которого будут жить "птицы небесные" - мир, радость, любовь, мудрость и прочие добродетели Христовы. Тогда на нас исполнятся и другие слова Господа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". А что может быть выше этого? Хотя бы кратко упомяну еще об одной памятке, которая у некоторых сохраняется со дня крестин, - локоне, бережно срезанном батюшкой в завершение таинства. Посмотришь только на этот локон, и почему-то приходит мысль о барашке с его нежной и мягкой шерсткой. Знаете, как иногда говорят о послушном и кротком, спокойном мальчике? "Да он просто агнец!" А агнец по-славянски и означает "барашек". Все мы в крещении послушно наклоняли голову перед священником, и он состриг с нас несколько локонов "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Поэтому нам уже неприлично ни капризничать, ни упрямиться, а тем паче "бодаться и брыкаться". Кто хочет исполнять волю Божию, должен быть послушен своим родителям - вот непреложный Евангельский закон! Хорошо, друзья, что вы это узнали сегодня. Ведь в Евангельской притче о Суде Божием (а мы все на нем окажемся, хотим того или нет) праведники уподоблены кротким и чистым овцам, а нераскаявшиеся грешники - "козлищам", куда менее благообразным животным, отличающимся своенравием. Дабы там не постигло нас посрамление, будем здесь почаще вспоминать о крещальном локоне и на деле являть послушание старшим, а в их лице - Самому Христу. Кто-нибудь из читателей может задать теперь законный вопрос: вещи, связанные с крестинами, перечислены и объяснены; но ведь было обещано рассказать и о людях, которые вошли в нашу жизнь через принятие святого крещения. Кто они? Это - восприемники, или, что привычнее для русского уха, крестные. Древние церковные правила предусматривали наличие одного крестного. По русскому обычаю избираются обыкновенно крестный отец и крестная мать. Они - поручители пред Богом за своего крестника и несут за него ответственность. Вместе с его родителями крестные призваны воспитывать чадо в вере и благочестии. Духовное родство крестных и крестника считается более прочным, чем кровное - родителей и ребенка. Признаемся, что в наш век, скудный верой, многие крестные даже хорошенько не понимают, какие обязанности ложатся на них при крещении их крестника. Хорошо еще, если крестные - друзья семьи и проявляют чисто человеческие чувства привязанности и заботы о своем подопечном, стараются служить ему добрым примером в отношении к людям и к жизни. Но очень часто крещеное дитя вырастает, даже не ведая, кто у него крестные и для чего они вообще нужны. Как бы то ни было, если вам предложат стать восприемниками на крестинах, знайте, что дело это очень серьезное. Ведь должно будет принести за крестника (если он совсем маленький) обеты веры и верности Богу! Ежедневно на молитве мы призваны воспоминать наших крестников, прося Господа даровать им здравие и спасение. А когда они войдут в возраст, вместе с родителями мы будем наставлять их в добрых правилах жизни, уча во всем руководствоваться заповедями Божиими. Эта глава книги получилась весьма насыщенной и, может быть, несколько трудной для усвоения. Прежде чем мы отдохнем, немного побеседуем о наших именах. Что в них сокрыто, кто стоит за ними? Многих родители назвали в честь бабушек и дедушек или других родственников, но прежде всего имена даны нам в честь святых людей, называемых угодниками Божиими. А ведь у каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который из года в год повторяется и, падая на определенное число, именуется днем памяти святого. Для нас это тоже день особый, выделяющийся из всех прочих, и получил он название "именины", или "день Ангела". В данном случае под Ангелом имеется в виду наш святой, названный так за праведную и непорочную свою жизнь, подобную ангельской. Как узнать день своего Ангела? Для этого надо заглянуть в святцы или месяцеслов, обычно находящийся в церковном календаре. Найдите имя своего святого и посмотрите число, в которое празднуется его память. Вот и будут ваши именины! А как справлять день Ангела? Я в день своих именин стараюсь обязательно утром быть в храме и, конечно же, готовлюсь причащаться Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего и большей радости на земле не бывает. Безусловно, принять гостей - родственников, друзей, получить от них поздравления и подарки - дело не самое неприятное. Но плох тот именинник, который не знает жития своего небесного покровителя, а потому и не может рассказать о нем, если попросят. Некоторые считают, что обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. Примечательно, что само имя и его значение бывают говорящими. Тебя зовут Светлана (по-гречески Фотиния). Подражай же солнышку, свети всегда, свети везде, чтобы людям радостно было с тобой общаться. Имя Татьяна переводится как учредительница, распорядительница. Следовательно, во всем у нее должен быть порядок: и в душе, и в собственном жилище, и в школьной сумке за спиной. Карандаши заточены, фломастеры снабжены колпачками, тетрадки - обложками, мысли собраны, чувства упорядочены, уроки вовремя сделаны. Как начнешь истолковывать имена, остановиться просто невозможно! Наталия - природная, естественная, спокойная. Ни капризы, ни ужимки, ни манерничанье - ей не к лицу. Ирина - мир, спокойствие, тишина. Настоящая Ирина никогда не повысит голоса в разговоре, ей даже в голову не придет раздражаться на кого бы то ни было, потому что она много работает над собой; Ирина и с другими готова поделиться равновесием и душевным миром. Александр - защитник людей. Этим все сказано. Такой слабого не обидит, а если увидит несправедливость, вступится, дабы навести порядок. Некоторые дети привыкли себя называть уменьшительными именами. "Как тебя зовут?" - "Петя". А ведь Петя - это Петр, что означает "каменный", твердый, как скала, в своих убеждениях, в исповедании веры. Кому сегодня не повезло, и они не увидели в на- шей книге объяснения своих имен, не расстраивайтесь. Стоит поусердствовать и найти искомое значение, памятуя, впрочем, русскую пословицу: "Не имя крестит человека, но человек крестит свое имя". Имя именем, но без наших собственных усилий его значение на нас не оправдается. Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Поэтому не будем, друзья, терять ни минуты, но с сегодняшнего же дня давайте потрудимся над разгадкой собственного имени и постараемся, насколько возможно, уподобиться нашему святому в делах веры и любви, дабы можно было с чистой совестью праздновать именины, которые уже не за горами.

VI. Святое Евангелие, Храм Божий, мать ЦерковьВы помните, дорогие читатели, в одной из предыдущих глав мы говорили с вами о премудрой книге Божиего мира? Каждый из нас призван читать и постигать ее чуть ли не с младенческих лет. Но есть и иная Божественная книга, она одна только по праву может быть названа Книгой книг, или Книгой вечной жизни. Это Новый Завет, в котором апостолы, ученики Господа Иисуса Христа, изложили деяния и заповеди своего Учителя. Говорят, что когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда читаем с благоговейным вниманием Новый Завет, то Сам Бог беседует с нами. Можно сказать: святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов запечатлели в четырех Евангелиях (а прочие апостолы - в других книгах Нового Завета) то, что Всемогущий и Премудрый Господь вещим перстом Своим написал в их чистых сердцах. Вот почему мы верим: Новый Завет - не простая, писанная людьми, книга о возвышенных предметах, но Богодухновенная, которая совершенно точно и непогрешительно излагает все, относящееся к спасению рода человеческого Милосердным Искупителем. У каждого из наших читателей есть конечно же любимые книги: исторические, о животных, приключения, сказки... Бывает, мы по нескольку раз перечитываем их, подолгу останавливаясь на отдельных, особенно близких нам, страницах. Иные штудируют любимую книгу от корки до корки, зачитывая, что называется, до дыр. Но рано или поздно приходит день, приходит час, и неизменный спутник нашего детства и отрочества обретает место на полке, разделяя участь большинства своих собратьев. Толстые и тонкие, в мягких и твердых обложках, книги смиренно стоят в едином ряду, месяцами, а то и годами, дожидаясь, покуда хозяин соблаговолит извлечь счастливицу, некогда любимую книгу, и, лениво перелистав несколько страниц, поставит ее обратно. Не такова судьба Евангелия: и отношение к нему иное, и обращаемся мы с ним по-особому. Хотите послушать, что свидетельствует Христос Спаситель о слове Божием? "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики". "Если... слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам". "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". "Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек". Видите, друзья, что отношение к слову Божию во многом определяет вечную участь человека? Принимающие слово Господне и живущие сообразно написанному в Евангелии становятся учениками Христа Спасителя. Он входит с ними в таинственный и благодатный союз, исполняет их разумные прошения и, наконец, дарует им бессмертие, спасает. Отвергающий, не исполняющий заповеди Искупителя осуждается Словом и будет иметь в нем судью себе на Страшном Суде Живого Бога. И если мы с почтительностью относимся к земным законам и боимся нарушать их, то с каким же трепетом подобает нам внимать заповедям Христа, слушать и читать Евангелие - закон, данный Богом, Царем и земли, и неба? Вот почему нужно стараться читать Евангелие ежедневно! Особенно хорошо ложатся Евангельские слова на душу поутру, пока сердце чисто и не обременено никакими житейскими попечениями. Через внимательное чтение Нового Завета лик Христа запечатлевается на сердце. Заповеди Божии потому и называются животворящими, что исполнение их возрождает душу, насыщая ее силой добра и любви. К Евангелию не притронешься грязными, нечистыми руками, и держим мы его не с прочими обыкновенными книгами, а рядом с иконами как святыню. Должно перед чтением Евангелия перекреститься и помолиться, сказав хотя бы два слова: "Господи, благослови!" Окончив чтение и удерживая в памяти прочитанное, мы закрываем святую книгу с благодарением: "Слава тебе, Господи!" Некоторые священники говорят, что само присутствие Вечной книги в доме отгоняет от жилища темную силу, особенно если люди ведут жизнь благочестивую. Представьте себе, что вам надлежит отправиться на необитаемый остров и разрешено взять одно из двух: Евангелие или видеомагнитофон. Какой бы вы сделали выбор? Я, не колеблясь, протянул бы руку к Евангелию... С великой силой звучит Евангелие в храме Божием. Прежде чем священнослужитель начнет читать его, возжигаются свечи, а верующим преподается благословение. Пастырь осеняет народ крестовидно правой рукой со словами: "Мир всем". И действительно, в храме наши души исполняются благодатным миром Христовым. Бывает, приходишь в дом Божий с внутренним смятением, тяжестью на сердце, а уходишь - успокоенным, утешенным, примиренным. Почему так? Потому что в православном храме Сам Бог невидимо присутствует. Помните, как сказал Христос: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"? И древний библейский пророк Давид: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его". На Руси было принято считать, что единое "Господи, помилуй", произнесенное в храме, - больше, нежели все 150 псалмов царя Давида, прочитанные дома. Поэтому жизнь православного христианина без храма и представить себе невозможно. В нем свершаются главные события жизненного пути, освящаются все вехи нашего бытия: крещение - духовное рождение, исповедь - врачевание совести через покаяние и прощение Господом грехов наших, венчание - христианский брак, отпевание - проводы в жизнь вечную усопшего. А главное - в храме Спаситель питает нас, приглашая к Своей небесной трапезе, в которой под видом хлеба и вина мы соединяемся с Господом, освящаясь Его Пречистой Плотью и Кровью. И как младенец испытывает постоянную потребность в материнской груди, так и истинный христианин спешит с радостью и надеждой в храм Божий, где его ожидает неизменно любящий и милующий нас Господь. Каждый из нас желал бы, чтобы его жизнь текла ровно, спокойно, все дела делались вовремя, им сопутствовал успех, а мы чувствовали даже в мелочах поддержку Господа, получали от Него силы на исполнение задуманного. Что для этого нужно? Исполнение библейской заповеди: "Шесть дней делай дела твои, день седьмый - Господу твоему". Я не могу представить себе счастливого полнокровного детства без ежевоскресного посещения семьей храма Божия. Радостные, воодушевленные родители, чисто вымытый, в праздничной одежде, опрятный малыш, важно вышагивающий по дорожке, ведущей в храм... Сколько величественного и прекрасного открывается нам под сводами жилища Божия! Лики святых, которые взирают на нас с высоты - строго и с укоризной, если мы в чем согрешили, милостиво и приветливо, если соблюдали себя от предосудительных мыслей, слов и поступков. Горящие свечи и разноцветные лампады словно желают поделиться с нами любовью к небу, к Богу и возжечь в нашем сердце маленький, никому, кроме нас, не заметный огонек сокровенной молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" То тихое, то величественное церковное пение, как бы снисходящее с небес и пробуждающее своими стройными созвучиями в душе смиренное осознание собственной греховности, а вместе с тем жажду познания Господа, животворящего душу Своей благодатью... И, конечно, священник, батюшка, как ласково именует русский народ пастыря Божия. Батюшке даровано Самим Господом прощать и разрешать нас от грехов. Верим, что рядом с батюшкой всегда присутствует Христос, особенно когда священник принимает нашу исповедь. И если все расскажем без утайки, искренно каясь в своих проступках, какой радостью, ликованием награждает Господь верующую душу после разрешительной молитвы священника! Как будто крылья вырастают за спиной, идешь, а земли под собой и не чувствуешь! С особенным трепетом мы взираем на священника, когда он, в сверкающих ризах, выходит к нам из алтаря, держа в руках Святую Чашу. В ней - Бог, желающий даровать нам в этом церковном таинстве исцеление души и тела во оставление грехов и жизнь вечную! Ради этой святыни мы сотворены, ради нее приняли крещение, ради нее ходим в храм, постимся, молимся, каемся - все ради главного: соединения с Господом. Вот почему столь важно для нас чаще приходить к батюшке, через его руки принимая милость от Искупителя Христа. Еще очень важно знать, что священник поставлен Богом благословлять нас на важные жизненные свершения. Начался ли учебный год, пришла ли пора сдавать экзамены, а может быть, нам предстоит длительное путешествие - словом, на всякое дело, полезное и угодное Богу, подобает испрашивать у пастыря благословение. Сеющие по благословению, сказано в Библии, по благословению и пожинают (то есть собирают, с Божией помощью, обильный урожай). Подойдите к батюшке, сложив руки крест-накрест, ладошками вверх, и попросите благословения. Он осенит вас правой рукой (по-славянски десницей) со словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". И благословение, благодать получены! Будьте уверены: Господь во всем поможет, только не забывайте русскую пословицу: "На Бога надейся, сам же не плошай". Так, шаг за шагом, медленно, но верно, через исповедь и причащение, чтение Евангелия и благословение пастыря свершается наше воцерковление, вхождение в Церковь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Храм и Церковь - понятия не равнозначные, хотя на русском языке церковью, церквушкой мы часто называем самое здание храма. Церковь - это все мы, православные христиане в союзе с Господом нашим, Как голова с телом составляет нечто единое, так и Христос Спаситель с Его Церковью, именуемой Святой , Соборной и Апостольской. Апостольской, потому что мы веруем с вами во Христа не как придется, а именно так, как научили нас святые апостолы, получившие заповедь от Самого Господа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Наша Церковь - Соборная в том смысле, что собрана она силой Господа от всех племен и народов в единый Божий народ, православных христиан. Это единство дано нам вне времени и пространства, потому что в Церковь входят не только живущие на земле, но и завершившие свой земной подвиг, то есть скончавшиеся, усопшие, и прежде всего, святые угодники Божий, торжествующие на небесах пред престолом Божиим. Святой названа Церковь, потому что ее главой является Сам Господь; руководствуется она в своей жизни не человеческими обычаями, но канонами и правилами, дарованными чрез апостолов и святых отцов Духом Божиим. Нельзя быть христианином и оставаться чуждым, непослушным Православной Церкви, ее правилам, уставам и узаконениям. Тот, кто думает, что верит во Христа, а Церкви не верит - сам себя обманывает. Церковь - подлинная Мать наша, всегда юная, прекрасная, безгрешная, исполненная живительной силы Духа. Мы немощны и грешны, зато Христос свят и святостью Своей освящает Церковь. Несчастен человек, не знающий ее света и тепла! Христианин, пренебрегающий Церковью и нарушающий ее уставы, подобен тому, кто рубит сук, на котором сидит. Ведь мы, члены Церкви, Тела Христова, благоденствуем только до тех пор, покуда находимся в единстве с телом. Что случится с мизинцем, если его отсечь от тела? Сможет ли плодоносить ветвь, отломившаяся от ствола? Нет, она скоро завянет, пожухнет и обратится в прах земной. А дерево, мощное, сильное, с раскидистой кроной, будет по-прежнему выситься поодаль и радовать взоры спелыми и сочными плодами. Хорошо наш православный народ говорит о Церкви: "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец". Поэтому, друзья, как зеницу ока, будем беречь веру и хранить верность Православной Церкви, которая даст силы побеждать зло, кроющееся внутри нас самих, научит всему доброму, возродит нас любовью и препроводит в свое время в небесные обители. Хотите быть всегда молодыми, бодрыми, радостными, сильными духом? Желаете себе благоденствия, счастья, полноты бытия? Ищете быть оправданными Господом на Страшном Суде Его и принять милость вечного спасения? Веруйте в Церковь, любите Церковь, служите Церкви, как верует, любит и служит почтительный сын своей матери.VII. Духовный отецДуховный отец... Кто это? Православный священник, пастырь Божий, батюшка. У каждого христианина рано или поздно должен появиться духовный отец. Не без участия родного, плотского отца входим мы в земную жизнь. Тем более жизнь во Христе, жизнь в Церкви требует участия и попечения со стороны отца духовного. Мало-помалу подрастает малыш, и все явственнее в телесных чертах его проявляется сходство, иногда разительное, с земным родителем. Та же внешность, та же осанка, те же интонации голоса. У взрослых и на их примере мы учимся земной жизни: образу поведения, манере обращения с людьми, а главное - воле к жизни, настойчивости в достижении цели, умению выбирать для этого только благие, нравственные средства. Беда, если дети не могут получить никакого хорошего урока от своих родителей! "Господи, - так и хочется помолиться, - вразуми родителей и пошли добрых людей на помощь малым чадам твоим!.." Но и в духовной жизни, в духовном становлении личности нам необходимо опираться на живого человека, который служил бы для нас примером веры и образцом благочестия, стремления исполнять заповеди Божии. Для этого и нужен духовный отец, православный батюшка. "А почему, - спросите вы, - обязательно священник? Неужели не достаточно просто доброго и хорошего человека, верующего христианина?" Дай Бог, чтобы вас, дорогие мои читатели, окружали подобные люди, и прежде всего, ваши крестные родители, о которых мы уже вели речь. Дай Господи, чтобы, начиная отцом и матерью и кончая школьными учителями, взрослые явились для вас истинными наставниками в праведной жизни! Но, признаюсь, да и вы сами знаете, мы живем в очень нелегкие времена. Некоторые подмечают, что детям даже легче прийти к Богу и к Церкви, нежели взрослым, чьи судьбы были изломаны воспитанием, совершенно чуждым основ родной православной веры. Часто родители впервые берут в руки книгу "Закон Божий" после того, как их сын или дочь уже прочитали ее. Как бы то ни было, должно молиться - и Господь Бог, знающий нашу нужду, пошлет нам доброго пастыря Своего. Неважно, какой это будет батюшка, постарше или помоложе, добрый или внешне строгий, из монахов или представитель белого, то есть женатого, духовенства. Самое главное, чтобы он был благоговейным рабом Христа Спасителя и преданным сыном общей нашей Матери - Православной Церкви. Важно, чтобы он сам трудился над спасением своей собственной души - тогда и о вашей попечется без небрежения и поведет вас вместе с собой узким, но благодатным путем покаяния и молитвы, смирения и подлинной любви к ближним в Царство Небесное. "А как именно молиться о даровании такого священника, который станет для нас столь же родным, что и собственные родители?" - поинтересуетесь вы. Я сам, честно скажу, долго искал духовного отца. Без сомнения, мы можем исповедоваться у любого православного пастыря. Но не всякий проявит полноту отеческого попечения о душе-сиротке. Так было и со мной. По сей день я благодарен тем священникам, которые терпеливо выслушивали мои первые неумелые, сбивчивые юношеские исповеди и ободряли меня на еще незнакомой и трудной дороге духовной жизни. Но мне не суждено было обрести среди них того наставника, в котором душа сразу бы признала отца во Христе. Ощущая великую потребность в духовном отце, я молился искренно, как мог, Божией Матери: "Владычице, Богородице! Ты видишь, как мятется бедная душа моя! Я верю, что и у меня есть свой батюшка, но только до сих пор мне не суждено было увидеть его. Матерь Божия, Пречистая Мария, укажи мне, недостойному, того пастыря, через которого душа моя будет познавать и по мере сил исполнять волю Сына Твоего. Не отринь, но услышь и помоги мне!" Вот так или примерно так я молился, зная, что рано или поздно это случится. Сердце не обмануло меня. "И что же? - с нетерпением спросите вы. - Эта встреча произошла? Вы его узнали?" Да, друзья мои, Матерь Божия никогда не оставляет нас в беде. Лишь бы мы были искренни пред Богом и пред Нею, сознавая себя грешными, надеялись всеми силами души на Их милость. И умели ждать. В один прекрасный день совершенно неожиданно для себя я увидел в храме священника, чей открытый и добрый взор привлек меня к нему. "Батюшка, благословите", - произнес я, по обычаю складывая руки, ладонями кверху так, чтобы они имели форму креста. Священник сложил по-особому пальцы правой руки, как это делают пастыри, и с благоговением перекрестил меня, сказав: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Поверьте, тогда-то моя душа узнала, что это он, мой духовный отец, узнала и возрадовалась, как радуется сын, после долгой разлуки обретший своего родителя. "А что же было дальше?" - предвижу все тот же нетерпеливый вопрос. Как говорится, обо всем не расскажешь; только моя жизнь после этой встречи в корне изменилась. Слава Богу за Его промышление о нас грешных! Важно верить и знать, что рукой священника нас благословляет Христос Спаситель. И благословение это, духовная сила, в нем почивающая, бывают действенны в нашей жизни. "Сам не плошай, а на Бога то надейся", - несколько переиначим мы известную пословицу. По благословению пастыря Господь удвоит и утроит наши силы, какое бы благое дело мы ни предпринимали. Сдаем ли экзамены (а это вещь немаловажная, не правда ли?), проходим ли курс лечения, думаем ли о выборе жизненного пути, Спаситель чудно все устроит по Своей святой воле - со священническим благословением. А если по воле Божией - значит и для нас наилучшим, наипрекраснейшим образом! Думаю, что духовные взаимоотношения с наставником должны начаться с серьезной и подробной исповеди. В следующей главе я вас научу, как это делать. Поведаем батюшке обо всем, что когда-либо ранило и уязвляло нашу совесть начиная с самого детства. Ведь священник - это не просто добрый человек. Сам Христос дал ему великий благодатный дар - власть прощать именем Божиим и разрешать православных христиан, искренно кающихся, от всех их грехов. После такой исповеди души пастыря и пасомого соединяются Христовой любовью столь крепко, что никакая сила, ни на небе, ни на земле, их не разлучит. Это называется (в отношении священника) духовно породить свое чадо во Христе. Конечно, подобное свершается и в таинстве крещения, если только этот батюшка станет вашим духовным отцом. Действительно, мы спешим к священнику, нашему пастырю, и рассказываем ему то, что подчас и родителям поведать сразу не можем. И горе, и радость - все несем духовнику. Кто лучше него во всем разберется и точнее укажет, как в этом или в другом случае поступить - чтобы было Богу угодно и свершилась с нами Его святая воля? Самое замечательное, когда священник становится духовником всей семьи! Много нужно молиться и самому стараться произвольно не согрешать, чтобы и маму, и папу, и остальных сродников привести к батюшке. Он поможет водворить в доме единомыслие. И родителей, с Божией помощью, повенчает (а это никогда не поздно!), и жилище освятит. Думаю, что многие из наших читателей живут в неосвященных квартирах. Представляю себе, как кто-то прочитает нашу книгу - и сразу к знакомому священнику: "Батюшка, очень просим, приходите!.." А дело это и правда значительное. Только должно помнить, что главное - сердца живущих в доме. "У кого на сердце мир, тому и на каторге рай", - метко и мудро подметил русский народ. Не всегда нам дано видеть духовника так часто, как бы нам того хотелось. Но восполняет этот ущерб молитва. "Если чего попросите во имя Мое, то сделаю", - говорит Господь. "Много может усиленная молитва праведного", усиленная доброй жизнью духовного чада. По обоюдным молитвам пастыря и пасомого Бог творит чудеса. Имейте в виду: и батюшка нуждается в молитвах своих детей во Христе. И если мы молимся с усердием за земных родителей, неужели забудем духовного? Раскройте, пожалуйста, православный молитвослов. Вы найдете в разделе поминальных молитв особое прошение о духовном отце. Вот оно: "Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя рек), и святыми его молитвами прости мои согрешения". Что до меня, я стараюсь ежедневно молиться и за своих родителей, и за батюшку, зная, что и они за меня молятся. Говорят, что через этот малый подвиг между священником и его детьми устанавливается незримая духовная связь. Так, у преподобного Серафима Саровского в келье на подсвечнике всегда горели восковые свечи. Эти свечи он ставил за своих духовных чад. И за святость жизни его Господь дал Своему угоднику дивное ведение: если вдруг какая свеча падала, преподобный уразумевал, в Духе Святом, какой из его пасомых смертно согрешил - и святой батюшка усиливал молитвы за попавшего в беду. Без спору, Саровский чудотворец - избранный угодник Божий, но, верим, молитва любого батюшки за своих чад пред Богом значит много. Глава подходит к концу, а духовная жизнь в Церкви у нас только начинается... Что еще сказать? Настоящий духовный отец и после смерти с нами не разлучится. И дай нам Бог так трудиться над спасением своей души и так прилежно слушать и выполнять его наставления, чтобы на Страшном Суде Христовом он, стоя рядом с нами, мог бы дерзновенно сказать с радостью: "Вот я и дети, которых дал мне Бог".VIII. Врачевание души: исповедь и Святое ПричащениеНемощно человеческое тело и разнообразны его недуги. Поэтому много существует лекарств и снадобий, назначаемых врачом сообразно с родом болезни. Душа человеческая тоже может болеть. Болезни души - грехи и страсти, помрачающие ум, расслабляющие волю, оскверняющие чувства. Время грехов не лечит. Не врачуют их и обыкновенные земные лекарства. Душе нужна благодать Божия. Эту животворящую и освящающую душу благодать дарует нам по вере Христос Искупитель через таинства Православной Церкви. Но таинства преподаются христианам через посредство священника, который сам был поставлен на это высочайшее служение епископом в таинстве священства. Итак, в поисках врачевания духовного обратим наши стопы к пастырю Божию, дабы в исповедании грехов и искреннем покаянии получить очищение совести и возрождение души силой Духа Святого. Кровь Самого Господа Иисуса Христа невидимо омывает сердечные раны кающегося и исцеляет страждущую от страстей душу. Каждый раз нужно так подходить ко кресту и Евангелию, перед которыми совершается исповедь, как если бы она была последней. "Господи, -в душе молвит кающийся, - пусть меня весь мир осудит, лишь бы Ты не осудил". Открывать необходимо все грехи, которые мы сознаем за собой, начиная от самых тяжких и завершая менее значительными. Поистине любой грех есть беззаконие, и посему является величайшим злом в очах Божиих. Грехи постыдные стыдом исповедования сожигаются. Будем помнить: нет такого греха, который победил бы милосердие Божие. Единственный грех, который не прощается Богом, это тот, в котором человек не хочет каяться. Следует верить, что наши грехи берет на Себя Господь Иисус Христос. Поэтому и каяться нужно с твердым намерением всеми силами бороться с главным недугом души. Мы часто стираем нашу одежду и не смущаемся, что вскоре принуждены будем делать это вновь. Пусть нас не смущает и постоянная потребность совести в исповеди. Ибо грубые грехи необходимо оставить тотчас (клевету, воровство, брань и прочее), а иные дурные привычки и наклонности (например, раздражительность) изживаются не вдруг и не сразу. Однако же скажем определительно: нет такого греха или порока, который бы христианин не смог победить с помощью Божией через глубокую исповедь, пусть и учащенную. И еще важно знать: чем искреннее мы исповедуемся, осуждая лишь самих себя и ни в коем случае не оправдываясь, не ссылаясь на обстоятельства, не умаляя тяжести греха, тем большую принимаем благодать и тем радостнее священнику исповедовать такого человека. А если будем юлить и лукавить, то и от исповеди пользы не получим, и пастыря Божия огорчим. Бог поругаем не бывает - поэтому на исповеди говорить неправду ни в коем случае нельзя! Иначе наша исповедь превратится в кощунство и послужит нам во осуждение. Не будем сомневаться - наше покаяние принимает Сам Христос при видимом посредстве священника. Как же именно исповедоваться? Хорошо некоторые делают, обращаясь прямо ко Господу, а не к батюшке: "Господи, согрешил я пред Тобой словом, делом, мыслями и всеми своими чувствами, согрешил в ведении и неведении, волею и неволею..." Этими искренними словами выразив общее сознание своей вины и греховности, мы должны затем каяться в собственных согрешениях... Священник своими вопросами помогает нам выявить причину, корень того или иного согрешения; мы же, называя свой грех, постараемся восчувствовать к нему отвращение, даже ненависть, смиренно испрашивая прощения у Господа. Исповедь обыкновенно завершается следующими словами: "Каюсь в перечисленных и во всех забытых грехах и обещаюсь от них блюстись (то есть не возвращаться к ним). Господи, помоги мне исправиться и жить по-православному; ты же, честный отче, прости и разреши меня от них и помолись обо мне грешном". Далее подобает встать на колени и наклонить голову в знак смиренного покаяния и ожидания милости Божией. Священник прочитывает над нами разрешительную молитву, в которой он молит благость Божию простить нас, примирить и воссоединить со Святой Христовой Церковью именем Господним. Когда я сам первый раз поисповедовался, дорогие читатели, то душа точно ожила во мне! Великую дает Господь благодать за покаяние и искреннюю исповедь со слезами сокрушения! И если можно было бы полететь, то я, наверное бы, поднялся в воздух на внезапно выросших за спиной крыльях! Евангелие свидетельствует, что радость на небесах о едином грешнике кающемся бывает больше, нежели о девяноста девяти праведниках. Дай Господи, чтобы все мы ходили в этой радости, ибо наш Бог есть Бог кающихся, Он пришел грешников спасти и дать им жизнь вечную. Вы спросите меня, какие грехи самые тяжкие? Я, конечно, вам отвечу. Глубже всего гнездится в нашем сердце гордыня. От нее человек духовно слепнет и не признает себя нуждающимся в помощи Божией. Гордыня погружает душу во мрак невежества и неверия. Иные отрицают бытие Божие устами, а иные отрекаются от Христа своими делами. Ужасен грех злобы и ненависти. Так доходят до нанесения телесных увечий и убийства. А ведь начинается все с малого - неприязни и раздражительности. В юности с нас Господь требует прежде всего послушания родителям и старшим. Кто огорчает и грубит отцу земному, может ли угодить Отцу Небесному? В Слове Божием еще написано: "...Не обманывайтесь: ни блудники... ни прелюбодеи... ни воры... ни пьяницы, ни злоречивые... Царства Божия не наследуют". Стало быть, только покаяние может дать таким людям надежду на спасение. Примечательно, что в книге Откровения еще говорится о чародеях. Их ждет несомненная погибель, если не покаются. Не приходилось ли вам встречаться с современными чародеями? Некоторые из них называют себя экстрасенсами. Ни в коем случае нельзя допускать до сердца грех уныния и отчаяния. Непростителен вовсе грех самоубийства. Многим должно каяться в том, что они еще никогда не исповедовались. А ведь православный христианин имеет такую же потребность в исповеди, как полевые цветы в освежающем летнем дожде. Часто ли нужно исповедоваться? Пастыри советуют: чем чаще, тем лучше. Усердные христиане тщательно следят за своей совестью: пройдет неделя - а душа уже просит исповеди. Кто исповедуется реже, чем раз в месяц, с трудом может сохранить душевную чистоту. Исповедь - это великая милость Божия, и каждый раз должно из глубины признательного сердца благодарить за нее Господа Бога. А все-таки главного в деле врачевания души еще не сказано. "Как это может быть, - удивитесь вы, - что же главное?" Для того мы и исповедуемся, для того и христианами стали, приняв святое крещение, чтобы иметь доступ к таинству таинств - к причащению Святых Христовых Тайн. Обыкновенно после исповеди, примиренные с Богом, радостные, словно посветлевшие, мы принимаем участие в Божественной Литургии - службе, совершаемой соборно при участии священнослужителей и народа. Растворяются посреди иконостаса Царские Врата, и выходит священник в праздничных ризах, а в руке его - золотая Чаша. Когда я спрашиваю малых детей на уроках в воскресной школе, простая ли это Чаша, они отвечают дружно: "Святая". А почему? "А потому что в ней - Сам Бог!" - говорят с уверенностью. И точно - в ней Сам Бог! Под образом хлеба и вина - животворящие Плоть и Кровь Христовы! Одной малейшей частицы этой Святыни весь мир недостоин. Для христианина нет ничего больше причащения Святых Христовых Тайн. Смело скажем: того, кто не причащается, и христианином-то называть нельзя. Нам всем должно помнить слова Господа: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие". Чтобы приобщаться достойно, нужно быть чистым и душой, и телом. Поисповедовавшись, натощак, мы приступаем со страхом и трепетом к Святой Чаше. Обыкновенно этому предшествуют несколько дней поста и усиленное хождение в Храм Божий. Батюшка посоветует, как соблюсти все необходимое. Главное - великая жажда соединиться с Искупителем, ибо Он безмерно любит нас и Сам желает обитать в нас, как и говорит: "Пребудьте во Мне, и Я в вас". "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу... сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов". Подходя к Святой Чаше, мы складываем на груди крестообразно руки в знак жертвенной готовности отдать себя Господу, как Он отдает Себя нам. Священник с золотой ложечки (по-славянски лжица), вкладывая нам в уста драгоценную частицу, произносит: "Причащается раб(а) Божий(ия) имя рек (мы не должны забыть назвать свое полное имя) Пречистого Тела и Честной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь". В это время певчие, а часто и молящийся в храме народ со умиленным вниманием поют: "Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите". Причастившись Святых Христовых Тайн, мы целуем основание Чаши как ребро Христово, прободенное копьем воина и источившее кровь и воду. Отойдя, принимаем из рук прислужника просфору и ковшик теплоты (так называется вода с вином) и вкушаем не торопясь. А чуть позже, по окончании Литургии, все причастники слушают благодарственные молитвы, начинающиеся словами: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!" В них по существу выражено все. Бог в нас, а мы в Нем. Нет на земле большей благодати, ибо в этом дивном таинстве нам дарована полнота Богообщения. Причастник Святых Христовых Тайн меняется и внутренне, и внешне. Почему светлым становится его чело, лицо и взор дышат миром и отрадой? Отчего причастившиеся движутся так мерно и благоговейно, как будто держат на руках Богомладенца Христа? По какой причине, в иное время многословные и разговорчивые, в сей час они торжественно молчаливы? Бог излил на них благодать Духа Своего! Эта благодать как мысленный свет озарила их ум и соделала его светлым, чистым, проницательным, способным постигать духовные и земные тайны. Сердце, просвещенное благодатью, наслаждается неизъяснимым покоем. В этот час христиане на опыте познают смысл и силу слов Спасителя: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Если возможно быть на земле блаженными, то именно Святая Чаша причащения дарует нам это блаженство. А как слаба и изменчива воля человеческая, предоставленная самой себе! Укрепленная же Христовыми Тайнами, она свидетельствует вместе с Апостолом Павлом: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". Православным христианам даровано, таким образом, непостижимо сочетать в себе чувство смирения, сознание собственной немощи и дерзновенную веру во всесильную помощь Божию. Причащаясь от единой Чаши, мы подлинно становимся членами Тела Христова, Которое есть Церковь. Господь связывает нас с Собою и друг с другом теснейшим единением, так что о верующих апостолы говорили: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа". Приобщаться по заповеди апостольской подобает не реже одного раза в месяц, внимательно испытывая свою совесть, дабы великое Таинство не послужило нам в осуждение. Остальное, дорогие мои, пусть дополнит самая жизнь! Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. А увидев единожды, мы восчувствуем сердечное желание быть постоянными участниками этого Таинства Божественной любви.IX. Родина