Учебник жизни

Исполним же обещанное, друзья, и расскажем вам, с Божией помощью, о том превосходнейшем пути, который святой Иоанн Златоуст именует высшим всяких похвал. "Знай, возлюбленный, - говорит он, - что брак есть добродетель, достойная удивления, но для девства, монашества, у меня едва лишь найдутся слова, ибо это ангельский род жительства". Интересно, что при слове "монастырь" у нецерковного человека возникают самые причудливые представления, менее всего соотнесенные с истинным положением вещей. Объясняется это понятиями, навязанными нам светской художественной литературой. Часто ее авторы, весьма поверхностно знакомые с духовной жизнью, а уж с монашеской тем паче, описывают монастырь в общих чертах, выставляя его как пристанище разочарованных дворцовой жизнью куртизанок или зараженных всеми смертными грехами лукавых деятелей в сутанах и капюшонах, принимающих самое неблаговидное участие в интригах и похождениях главных героев этих произведений. Справедливости ради скажем, что большинству русских классических писателей это не свойственно. Перу Достоевского и Лескова принадлежат образы иноков, в определенной степени схожие с оригиналом и вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Впрочем, оставим в стороне литературные изыскания и возвратимся к жизни, которая единственно и составляет предмет этой книги. Скажем сразу, искать монашества подобает из любви ко Господу нашему Иисусу Христу и из желания беспрепятственно угождать Ему, что бывает не совсем удобно человеку, живущему в миру и обремененному множеством житейских попечений. Основополагающими для монашества считаются Евангельские слова Христа Спасителя, сказанные некоему богатому юноше: "...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною..." Спасение души обретается, с Божией помощью, и среди шумного мира, но духовное совершенство, стяжание благодати Святого Духа в возможной для человека полноте, теснейшее единение с Искупителем через непрестанную молитву и украшение души Христовыми добродетелями - преимущественно достигается в удалении от мирских жилищ, за благодатными стенами обителей, а лучше сказать, в монашестве. Помню, как, только-только встав на путь веры, еще неосведомленным в духовных вопросах юношей, я посетил известный всякому русскому православному христианину Пюхтицкий женский монастырь во имя Успения Божией Матери. Все было поразительно в этой неведомой мне дотоле прекрасной стране. Дивная природа (эта обитель находится в Эстонии), покрытые зеленью холмы, березовые рощи, свежий и насыщенный ароматами трав, свежевыкошенного сена воздух, что именуется по-славянски "благорастворением воздухов". Огромный собор, сиявший чистотой, так что даже совестно было ступать по выскобленному и вымытому каменному полу. Прекрасное пение, составленное из чистых женских голосов, удивительных по ясности и проникновенности звучания. Всего не опишешь. Но настоящим откровением для меня были лица, не знаю, послушниц или монахинь, это не так важно. С тех пор прошло уже, наверное, больше пятнадцати лет, а сердце до сих пор хранит память о том не передаваемом словом впечатлении. Нас встретила монастырская сестра, которой поручено было накормить в трапезной только что прибывших паломников. Я вдруг понял, что никогда прежде не видел такого светлого, как бы изнутри пронизанного светом лица. Это была не дежурная приветливость официантки или стюардессы, но нечто совершенно иное. Скромная улыбка дышала такой простотой и чистотой, что сразу же захотелось опустить глаза. Так бывает, когда смотришь на солнце и поневоле отворачиваешься. Ее обращение, неподдельно доброжелательное и сердечное, вместе с тем было, насколько я сейчас понимаю, более чем целомудренным. Кратко сказать, эта сестра показалась мне существом из иного мира, человеком, к которому не может пристать никакая житейская грязь, суета или лукавство. Благодарю и поныне Матерь Божию, что Она показала мне подлинную красоту жизни во Христе! Теперь-то мне совершенно ясно, что монашество - это явление не от ущерба, не от скудости, как думают ничего не видевшие собственными глазами и судящие обо всем понаслышке. Нет! Иноческая жизнь есть явление благодатное и гармоничное, показывающее, каким благородством и красотой Творец почтил наше богоподобное естество! Чувствующему влечение к ангельской жизни предстоит долго испытывать себя: поначалу еще живя в миру, но не по-мирски, а затем в подвиге послушничества уже в монастырских стенах. Выполняя возложенные на него обязанности, исправно посещая богослужение, читая монашеское молитвенное правило, послушник знакомится с укладом монастырской жизни и просит у Господа и Божией Матери укрепления сил и решимости служить Им в безбрачии, нестяжании (то есть отречении от всякого имущества) и совершенном послушании. Эти три обета приносятся при постриге в монахи, причем постриженник вместе с монашеским одеянием получает и новое имя, как будто бы рождается во второй раз! Многие говорят о том удивительном преображении, которое свершается с человеком во время пострига! Перед вами уже не старый ваш знакомый (так рассказывают знавшие монаха до поступления в обитель), а ангел! В длинном черном одеянии, с горящей свечой в одной руке, с деревянным крестом в другой, в клобуке, особом головном уборе, и ниспускающейся волнами мантии - это уже иное существо! Первые несколько дней новопостриженный проводит в алтаре, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн, в знак духовного брака с Женихом души - Христом Искупителем. Отныне главное жизненное дело монаха - непрестанная покаянная Иисусова молитва, та самая молитва, неспешное и внимательное произнесение которой мало-помалу приводит к очищению от страстей и вселению благодати Божией в сердце подвижника. Молится ли инок за богослужением в храме, выполняет ли трудовое послушание, идет ли на трапезу, возвращается ли после нее - с его уст не должно сходить детское, искреннее, благоговейное призывание сладчайшего имени Искупителя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" Много ждет мужественного ученика Христова скорбей, бед и испытаний, мучительна подчас будет борьба с грехом, гнездящимся в глубинах нашего сердца, не сразу, не вдруг даруется ему подлинное очищение и преображение души, но с помощью Своих Небесных Родителей - Господа и Его Пречистой Матери - он взойдет тернистой, зато благодатной стезей к духовному совершенству! И вероятно, такому иноку не благословлено будет написать книгу, участвовать в великих общественных событиях или иным каким образом запечатлеть свое имя на скрижалях истории, да и не для этого он принимал монашество... Может случиться, что в один прекрасный день какой-либо юноша, то ищущий веры, то боримый сомнением, окажется в обители и ненароком взглянет на смиренного служителя Христова, исполняющего, как всегда совестливо и молитвенно, свое будничное послушание, - и озаренный светом Божией благодати, почивающей на подвижнике покаяния, молодой человек вдруг уразумеет Евангельские слова: "Вы - свет мира... И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Если бы вы спросили меня: "А в какую обитель нам лучше всего съездить, чтобы собственными глазами убедиться в сказанном и получить представление о монастырской жизни уже не с чужого свидетельства, а из личного опыта?" - я бы припомнил старинную русскую благочестивую присказку: "Коль не хочешь быть упрям, отплывай на Валаам, а не хочешь быть суров, отправляйся-ка в Саров. Хочешь быть опытным - поезжай в Оптину". Много, по милости Божией, возрождено ныне на Руси славных монастырей. Что касается меня, я вынашиваю мысль после написания нашей с вами книги (а противоположный берег уже виден!) - посетить Серафимо-Дивеевскую женскую обитель, что находится неподалеку от Сарова и Арзамаса, в последнем, четвертом, на земле уделе Божией Матери. По свидетельству преподобного Серафима, Царица Небесная Сама каждый Божий день обходит Свои владения и обещает всем, кто с верой посетит это место, великую благодать Свою...

XX. Болезни и скорби

Внимательные наши читатели помнят, какой вопрос мы задавали им, повествуя о первых невинных слезах новорожденного младенца. Несомненно, что с ними сопряжена тайна человеческого бытия на земле. О чем плачет младенец, выйдя из чрева матери, что он тужится выразить своим жалобным и надрывным стенанием? Не предчувствует ли он те самые болезни и скорби, которые стали присущи человечеству с тех пор, как наш общий праотец Адам, согрешив, утерял райское блаженство, а семя греха проникло в сердца всех его потомков и соделало их смертными? А может быть, дитя, только что появившееся на свет Божий, выражает своими слезами нужду в Искупителе, Господе Иисусе Христе, который и воплотился, чтобы отереть всякую слезу с очей рабов Своих и, победив грех и смерть, возвратить им благодатное бессмертие? Наконец, не желает ли перводневное дитя поведать всем, что единственный путь в Небесное Отечество есть покаяние? "Блаженны плачущие, ибо они утешатся", - подтверждает правоту этих вещих слез Слово Божие. Как бы то ни было, но скорби - неизменный спутник всех, кто рожден на земле матерью, - по премудрому Промыслу Божию обращены Христом в спасительное лекарство, врачующее недуги грешного человеческого сердца. Многие из Евангельских событий имеют отношение ко всем нам. Вы знаете, что Христос Спаситель был распят на горе Голгофе, находившейся близ Иерусалима. А по обе стороны от Господа терпели мучения на своих крестах два разбойника, осужденные за беззакония. Говорят, что эти двое символизируют весь человеческий род. Один, распятый ошуюю, то есть слева, хулил и поносил Христа вместе со стоявшими у подножия Креста ослепленными злобой книжниками и фарисеями. А другой (его называют благоразумным), распятый одесную, справа, пораженный Божественным величием и кротостью Страдальца, уразумел, что это был не подобный им грешник, но Сам Искупитель, Мессия, и воскликнул с великой верой: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Он удостоился обетования Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю". Вскоре римские воины обоим разбойникам перебили голени, и они испустили дух. Один, озлобленный хулитель Господа, сменил временные страдания на вечные, а другой, разбойник благоразумный, первым из всех людей вошел в рай и стал гражданином Небесного Иерусалима в награду за веру и глубокое покаяние во грехах своих. Нет на земле человека, вовсе чуждого страданий. Бог, из любви к погибающим созданиям, стал человеком и, невинный, взошел на Крест, принес Себя в жертву за грехи людей, испив чашу страданий, которую должен бы пить каждый из нас. Искупление свершилось! Ныне воскресший Христос каждому подает чрез веру, покаяние и крещение животворящую благодать Святого Духа. Те страдания, которые раньше были безысходными, ибо оканчивались смертью и сошествием всех людей во ад, теперь, после смерти и воскресения Христа, взявшего на Себя все наши недуги, болезни и скорби, соделались средством к вечному спасению. Облегченные Христом, умягченные благодатью Духа Святого, они служат на земле испытанием нашей веры и верности Небесному Отцу. Бог - не виновник наших страданий, но мы собственными руками созидаем тот жизненный крест, который каждому из нас подобает нести с великим терпением и благодарностью Богу за Его всегдашнюю помощь. Нет наверное, на земле участи страшнее, нежели ропот, подобный хуле разбойника, распятого слева от Господа. Наказанный справедливо, имея на совести нераскаянные грехи, он озлобился, и оттого мучения его стали непереносимыми. Вместо того, чтобы обратиться в мольбе к Небесному Богу с покаянием, разбойник допустил еще один ужасный грех - похулил невинного Создателя! После этого душа его совершенно помрачилась и добровольно соделалась пленницей ада. Да избавит нас Милосердный Господь от такого конца. Вот почему, дорогие и благочестивые читатели, никогда, ни при каких обстоятельствах, даже самых трагичных, не будем допускать и тени недовольства или ропота на Промысл Всемилостивого Бога. Как бы нам подчас ни было тяжело, томительно и больно - да не теряем надежды. Но обратим мысленный взор на распятого за нас Искупителя с детской мольбой: "Господи, достойное приемлю за грехи свои, но прости, помоги и помяни меня во Царствии Своем!" С глубокой верой и крепкой надеждой произнесем эти слова - и придут на сердце мир и отрада. Сам Господь облегчает скорби Своей спасительной благодатью. Утвердимся в молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" - и ощущение безысходности рассеется, как дым, нам дано будет осознать близость Христа и уразуметь смысл претерпеваемых страданий. Прибегнем к неиссякаемому источнику мудрости и подлинного боговедения, нашим русским пословицам и народным изречениям. "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог". Действительно, бывает, что огрубевшее человеческое сердце уподобляется пересохшей и растрескавшейся почве, которая уже не способна впитать в себя дождевую влагу. В таких случаях надобна кирка или мотыга, сильными ударами которой земледелец сумеет разрыхлить и размягчить землю, сделавшуюся камнем. И Небесный Врач наш, "не желающий смерти грешника, но только бы тому обратиться и быть живым", употребляет иногда такой Божественный заступ, который мы именуем на земле скорбью. Наш народ называл раньше болезнь "посещением Божиим". Когда разбил тебя недуг и внезапно ты заболел, лишился обычной для тебя жизнедеятельности, не ропщи: "За что и почему со мной это случилось?" Не требуй, друже, отчета у Господа, но лучше смирись под Его крепкой рукой. Найди в себе мудрость и мужество возблагодарить Создателя в этот час, и Он не оставит тебя без вспоможения. Тот же, кто исследует глубины совести своей, находит и сокровенную причину происходящего с ним. Мы, священники, знаем, какая решительная и вместе благотворная перемена совершается с болящим! Еще вчера он и думать не хотел о Боге, покаяние считал чем-то несерьезным, а о грехах своих говорил лишь в шутку. А сегодня и кается, и молится, и постится, благоугождает Своему Владыке, осознав в единочасье, что в Его руках - наша жизнь и выздоровление! Итак, скорби глубоко смиряют человеческую гордыню, вытравляют из нас самодовольство, надменность и возвращают нам блаженное, радостное, детское состояние души - сознание собственной немощи, а вместе и дерзновенную веру, что Вселюбящий Отец не останется непреклонным и в ответ на наше покаяние, исповедание и смиренную молитву подаст со временем и облегчение. Большие и малые неприятности, скорбные обстоятельства нашей жизни попускаются Богом и для нашего испытания. Всякого испытывает Господь, и праведного, и грешного - одного, чтобы утвердить в добром расположении души и увенчать венцом терпения, другого - для вразумления и осознания своих грехов. "Господи, благодарю Тебя за все, что у меня есть, и трижды - за то, чего у меня нет". Поистине премудрая молитва! Благодарение и за благое, и за скорбное в нашей жизни есть великая добродетель. Если не хочешь болеть - сам не вреди себе по легкомыслию или неосторожности и больше благодари Господа за бесценный дар здоровья. Те из наших читателей, которые уже почтенны возрастом, согласятся со мной: мы начинаем вспоминать о здоровье большей частью тогда, когда его потеряли. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Посему не упускай ни одного дня, чтобы поблагодарить Господа за Его великие дары: юности, крепости, здоровья. И Он, увидя признательную и благоговейную душу, прибавит тебе от Своих щедрот, укрепит и душу и тело, указав, как лучше распорядиться всем этим богатством во славу Божию и с пользой для людей. Если же болезнь не оставляет, не унывай, но чаще повторяй такую молитву: "Господи помилуй, Господи прости, помоги мне, Боже, крест мой донести!" Умудренные Духом Святым наставники благочестия свидетельствуют, что в наши трудные времена христиане преимущественно спасаются мирением, терпением скорбей и благодарением. Болезнь, претерпеваемая с благодарением, вменяется в мученичество и ходатайствует о вечном спасении терпеливца на небесах. "Претерпевший до конца, тот спасется", - благословляет нас Спаситель на выдержку и благодушие. Последнее заключается в том, чтобы видеть во всех, даже скорбных обстоятельствах, светлую сторону и утешать себя тем, что ничего не свершается с нами без воли Божией. Святитель Игнатий Брянчанинов, праведник XIX века, говорил: обилие скорбей для христианина - несомненный знак избранничества Божия и милости Господней к человеку. Премудро устроено Богом, что жизнь наша не бывает соткана только из радостей или исключительно из скорбей. Но радость сменяет скорбь, а вслед за скорбью приходит и утешение. Как бы то ни было, будем учиться все принимать с благодарностью, памятуя, что без воли Божией ни единый волос не упадет с головы нашей. О терпении скорбей, ведущих к очищению души, написаны, друзья мои, целые книги. И мне невозможно исчерпать все, что относится к этому предмету. Предвидя некоторые ваши вопросы, постараюсь в нескольких кратких предложениях ответить на них. Привожу эти ответы не от себя, не от своего то есть ума, а сообразуясь со Священным Писанием и изречениями святых отцов. Не искушай Господа твоего и береги свое здоровье для служения Богу и ближним. Врача не отвращайся, но прежде чем лечиться, помолись Богу, дабы Он благословил ум и руки его на успешное врачевание. Иногда недуги детей служат к обличению и вразумлению грешных родителей. Родительское покаяние и исправление жизни - залог благополучия их чад. Бывает, что Господь забирает из земной жизни невинных младенцев, избавляя их от грехов юности и даруя им дерзновенное предстояние Престолу Божию. Много тайн у Господа - и иные вопрошения наши найдут разрешение лишь в день Страшного Суда. "Что Бог творит, никому не говорит". "Премудрость Вышнего Творца не нам исследовать и мерить, смиренным сердцем будем верить и терпеливо ждать конца". Как тает горящая свеча на подсвечнике, так приближается к своему концу и земная жизнь наша. И чем ближе к старости, тем больше немощей и недугов подкрадывается к нам. Хорошо зная это, богомудрый царь Давид молился Живому Богу: "Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня!" Пожелаем же себе и друг другу, о читатели наши, старости маститой, если Господь даст дожить нам до преклонных лет. Пусть тогда наши седины будут свидетельством не только преклонного возраста, но и умудренности от благодати Духа Святого. Помоги нам. Милосердный Создатель, так разумно распорядиться краткими днями жизни нашей, чтобы покаянием и молитвой победить злые страсти, восстающие на нас, войти в меру возраста Христова и достигнуть блаженного бесстрастия. Не попусти, Господи, старческим немощам тогда столь возгосподствовать над нами, чтобы они стали препятствием к благоугождению и служению Тебе. Сохрани нам ясное разумение и бодрость сердца, укрепи телесные члены наши, да поработаем Тебе до дней последних в покаянии и вере, радости и любви, и помяни нас, когда приидешь во Царствие Твое. Аминь.

XXI. Спешите делать добро!

Врезалась в мою память одна встреча, о которой я обязательно хочу вам рассказать. Еще совсем молодым батюшкой мне пришлось посетить дом престарелых, каких в столице немало. Поднявшись на нужный мне этаж, я шел по коридору, разыскивая тяжелобольную лежачую пожилую женщину, которая хотела причаститься Святых Христовых Тайн. Она была еще в сознании и, со слезами поисповедовавшись, приняла Святые Дары. Лицо ее просветлело, и кроткая христианка откинулась на подушку с видимым облегчением. Она веровала, что Сам Господь посетил ее. Дробно крестясь, причастница повторяла: "Слава Тебе, Господи!" Такой я ее и оставил, утешив словами о милости к нам Создателя. Но уйти сразу из обители печали у меня не получилось. Просто невозможно было проходить мимо комнат, из глубины которых на священника глядели обитательницы дома престарелых, кто с пониманием и уважением, кто с детской радостью и выраженным желанием тотчас исповедаться и причаститься, а кто с внутренним холодом и даже отчуждением (хотя таких было немного). Беседуя с бабушками (по возрасту приходился им правнуком) и расспрашивая их о прожитом, я осознавал, как непостижима человеческая судьба, находящаяся единственно в руках Божиих. А еще меня поражало душевное богатство сердец, которые открывались на исповеди. Поймал тогда себя на мысли, что, пожалуй, ныне не встретишь у молодежи подобной боязни греха, отвращения от всякого неправедного, нехорошего поступка. "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!" Великий это дар - быть священником и иметь возможность вот так беседовать с людьми, которые, перебирая веха за вехой свою многотрудную жизнь, обращаются не к тебе, но ко Господу, стоящему рядом с тобой, недостойным Его служителем! И только через часа полтора, испытывая внутреннее удовлетворение и радость от сознания важности выполненного дела, наконец собрал свой священнический чемоданчик и намеревался уже направиться к лифту. (Вот я и приблизился к главному в моем рассказе.) Навстречу мне по коридору катилась небольшая тележка, на которой обычно развозят по палатам еду. Было как раз обеденное время. Тележку подталкивала очень пожилая женщина, как мне показалось, лет восьмидесяти, а может быть, и более того. Передвигалась она неспешно и с великим трудом, то и дело останавливаясь, тяжело и прерывисто дыша. Судя по халатику, впрочем опрятному и чистенькому, я понял, что это одна из насельниц дома престарелых. Небольшого росточка, средней полноты, какая-то вся кругленькая, она напоминала бы девочку, если бы не совершенно седые волосы. Лицо ее было очень светло. Мы поздоровались. Я успел заметить выражение кротости, спокойствия и деловитости одновременно. Старческую немощь выдавало мелкое дрожание головы и рук. "А вы не желали бы поисповедоваться и причаститься?" - сразу спросил я, почувствовав в ней православную добрую душу. - "Ах, очень бы желала, но мне некогда - я должна покормить моих". - "А кто это ваши?" - "Да лежачие, их здесь шестеро, а еще две этажом ниже", - отвечала она совершенно спокойно и кротко. "Что же, их и покормить некому?" - продолжаю с удивлением. "Кому же кормить, милый батюшка, персонал поставит тарелку да уйдет, а они, бедненькие, и руки выпростать из-под одеяла не могут без сторонней помощи. Я и вызвалась их обедом кормить. Вот какую мне карету доверили", - сказала она с мягкой и приятной улыбкой, указывая на тележку с тарелками. "Как вы сами-то себя чувствуете?" - "Слава Тебе, Господи, вот только задыхаюсь немного; что-то последние две недели совсем тяжко: метр-полтора провезу обеды - и уже отдохнуть надо, иначе ножки не пойдут. Вы уж простите, батюшка, меня ждут они. Дай вам Бог здоровья, спасибо, что не забываете нас грешных, уж в следующий раз обязательно надо причаститься". Почувствовав, какая передо мной душа, я не мог отпустить ее без животворящей Святыни. Прямо в коридоре, благо, кроме, нас там никого и не было, прочитав кратко молитвы, исповедал Божиего человека (к сожалению, имени уже не вспомнить) и преподал Святые Тайны. Поклонившись, она двинулась с тележкой дальше, унося Христа в своем сердце. Возвращаясь домой, я благодарил Бога, что Он сподобил меня встречи с сокровенной Своей рабой. В простоте и чистоте христианской совести она ежедневно свершала подвиг, вовсе не задумываясь о великости дела, на себя подъятого. Гордости и тщеславия у нее вовсе не было. В словах праведницы я не заметил ни намека на осуждение порядков в заведении, бессердечности сестер и тому подобного, просящееся на уста всякому обывателю. И делала она все с молитвой, полагаясь только на помощь Божию, у Христа прося сил на свое добровольное послушание - питать тех, кто лежал в этой безлюдной пустыне, ожидая смерти. Очевидно было, что Господь продлевал дни жизни рабы Своей, забывшей и себя, и свои собственные недомогания ради желания подкрепить пищей силы тех, кого она называла "своими". "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Теперь понимаю, почему я обратил на нее внимание. Душа пастыря сразу признала ученицу Христа Бога, имя которому - Любовь. Жива ли она еще, эта маленькая старушка? Убежден, что жива. Любовь сильнее смерти. У Бога мертвых нет - у Него все живы. "Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет". "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек". Многие многого ищут в этой земной и скоротечной жизни. Одних манит слава и человеческое признание, других - деньги и власть над людьми, третьи упоены собственной телесной красотой и питают ею ненасытимую гордость своего сердца. Но хотим мы этого или нет, дни земной жизни очень скоро иссякнут, словно вода, пробежавшая меж пальцев. Как исчезает воспоминание о стаявшем снеге и как не задерживается в ушах шум опавших листьев, унесенных осенним ветром, так душа, приближающаяся к исходу, не найдет ни опоры, ни утешенья в том, что было и что прошло. Страшно, други мои, предстать пред лицем Вечности с пустотой в сердце, когда все земные приманки и удовольствия окажутся зияющей темной ямой, влекущей в свои бездонные недра душу, подавившую в себе при жизни на земле жажду правды и голос святого состраданья! За что зацепиться тогда, где найти точку опоры? "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". Дела любви, свершаемые во имя Господа Иисуса Христа, и составляют подлинную пищу души, уже здесь, прежде кончины, даруя ей благодать Божию. Когда мы будем умирать, единственно о чем пожалеем, так это о том, что мало любили, не были столь щедры на милость, как подсказывала нам совесть. Посему, дорогие, у нас просто нет времени искушаться гордыней или унынием! Сейчас осталось время только на молитву и дела Христова милосердия. Не будем мечтать о том, чего нет, но возблагодарим Господа за то, что есть у нас. А имеется немало: нам даровано Богом умножать в этом мире любовь, черпая силы у Источника любви - Христа Спасителя. И не о великих делах подобает думать, а о самых маленьких и, с первого взгляда, незначительных. Единая улыбка, добрый приветливый взор, малое слово ободрения и утешения - уже дело пред Господом! Удержись от раздражения, побори леность, послужи близкому человеку, не ответь холодным отказом на его просьбу, но исполни ее, сказав в ответ на благодарность: "Слава Богу". Здание спасения души строится из маленьких кирпичиков делания добра во имя Христа. Что для цветка солнечный свет, а для рыбы - вода, то для нас сострадание и дела милости. У англичан есть такая пословица: "Charity begins at home". По-русски: "Милосердие начинается дома". Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но лакмусовой бумажкой, по которой можно тотчас определить качественность свершаемого добра, служит наше отношение к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок! Научись жить дома так, чтобы ни у кого из домашних не возникало ни огорчения, ни обиды на тебя. Вот это добро! Будь для них как мягкий воск, на котором отпечатлеваются все их разумные веления, просьбы и желания. Вот это добро! Будь как солнышко, чтобы каждого согреть, умягчить, ободрить, окрылить. Вот это добро! Почувствовав вкус к свершению маленького добра, мы мало-помалу начнем забывать о своем плохом настроении, о личных нестроениях, станем проще и чище, спокойнее и радостнее. И быть может, тогда Господь укажет нам поприще, подвизаясь на котором, мы сподобимся полноты вселения в нас истинного Солнца правды и любви, Христа. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. ...Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". Пока час еще не пробил, время отпущено, произволение не связано, поле деятельности перед нами, помощь свыше готова - поспешим к поприщу покаяния и деланию добра. Нынешний день дарован нам. Будет ли завтрашний? Об этом знает только Бог.

XXII. Кончина

Читая книгу, мы с вами незаметно прожили целую жизнь. Сколько событий за плечами! И рождение на свет Божий, и первые шаги в учении; выбор призвания, женитьба (а для кого-то и монашество); труды по снисканию насущного хлеба, труды по воспитанию детей; радости и скорби, неустройство и благополучие, любимый храм, духовник, причащение Святых Христовых Тайн - пасха христианской души, и молитва, всегда и всюду нас сопровождающая; первая седина и наконец недуги преклонных лет, предвестники приблизившейся кончины! Писать ли мне, размышлять ли вам вместе со мной о смерти? Несомненно! Разве не нуждается в осмыслении то, чего никто не избежит? Или нам не должно знать того, что придет независимо от наших желаний? Представьте себе, дорогие мои читатели, молодого человека, которому предстоит сдавать самый главный экзамен, определяющий будущность выпускника. Зная и строгость экзаменаторов, и сложность изучаемого предмета, он все же не торопится начать подготовку и занимается посторонними делами. Время от времени заботливые родственники и друзья напоминают студенту о том, что необходимо-таки взяться за книги, но их увещевания вызывают лишь досаду и раздражение. И вот остается последняя неделя. Кажется, все еще можно поправить. Требуются только выдержка, умение отгородиться от всего, что рассеивает ум и расслабляет волю, великое прилежание и молитва с надеждой на помощь Божию. Милосердный Господь, как вы знаете, никого не отвергает: и пришедших трудиться в виноградник спозаранку, и в полдень, и во второй половине дня, знойной и душной, и под самый вечер. Но вместо того чтобы усиленно трудиться, бедный студент отбрасывает от себя книги, обхватывает руками голову и лежит в отчаянии и озлоблении, раздавленный мыслью о надвигающемся неизбежном провале. Разумно ли это и достойно ли такое поведение человека?! Дабы нам с вами не оказаться в столь незавидном положении, что для истинного христианина равнозначно дезертирству воина, давайте вникнем в существо того последнего и решающего экзамена, который сдавать должно каждому и имя которому - смерть, а лучше - исход, или кончина. Кому, как не священнику, приличествует говорить об этом? Ибо он призван Богом не только руководствовать нас на стезе земной жизни, но и напутствовать свое духовное чадо в трудный час перехода за грань земного бытия, на суд Господень. Поразительная вещь: чем явственнее серьезность болезни предупреждает человека о близости последнего часа, тем более он уверен в противоположном, в своем скорейшем выздоровлении. Подобное наблюдение некоторым может показаться странным, однако же оно остается верным в отношении большинства людей, особенно тех, кто никогда не думал о Вечности, не молился Господу Богу и, стало быть, не осознавал себя христианином. Объясняется это состояние естественной привязанностью к земной жизни, а может быть, и тем, что смерть, разделение души и тела, для человека - дело неестественное. Напомним, не согреши Адам преслушанием воли Божией, то никто бы из его потомков не принужден был бы умирать (если, конечно, они не согрешили бы подобно своему праотцу). Поэтому многие умирающие, утверждаемые своими родственниками в мысли, что скоро поправятся, жить на земле будут долго и счастливо, охотно впадают в самообольщение. По-человечески понять домашних можно: действительно трудно решиться сообщить близкому человеку то, о чем он слышать не готов. Но как жалок страус, перед лицом опасности прячущий голову в песок, так безотрадна и бессмысленна кончина неверующего. В самом деле, уместна ли беспечность тогда, когда необходимо готовиться к встрече общего для всех нас последнего испытания, того испытания, которое, впрочем, много сглажено и умягчено искупительными страданиями и воскресением из мертвых нашего Вождя - Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но обо всем по порядку. Что касается лично меня, то я ни в коем случае не хотел бы быть введенным в заблуждение относительно моей собственной кончины. Сохрани Бог от несбыточных грез и ложных надежд! Можно ли спать, когда надлежит бодрствовать? Разоружаться, вместо того чтобы привести себя в состояние полной боевой готовности?! Хорош воин, который предается неге в час наступления неприятеля! А ведь и нам, дорогие сподвижники, в тот час нужно будет вооружиться в полноту христианских доспехов: облечься в броню любви и правды, защитить чело шлемом надежды на благодать Христову, сжать в одной руке обоюдоострый меч молитвы и рассудительности, поднять другой - спасительный щит веры, дабы оградиться от всех раскаленных стрел супостата. На бедрах готовящийся к исходу ученик Христов утверждает пояс воздержания от всего, что может затушить в его уме и сердце неугасимую лампаду Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" Иногда от людей, неискушенных и незнающих существа дела, можно услышать признания, наподобие следующих: "Как хорошо скончался Иван Иванович, совершенно неожиданно! Представьте себе: сидел за столом и кушал второе блюдо. Вдруг икнул - и преставился, вовсе без мучений. Всем бы такую кончину!" Ни вам, друзья, ни себе ничего подобного не пожелаю! Без приуготовления, без покаяния быть взятым на Суд Божий! Совсем как в Евангельской притче о богаче, который, видя обильный урожай на своем поле, недоумевал, куда бы ему собрать все плоды. "И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". Страшна кончина без приуготовления, пришедшая в час нежданный-негаданный. Вот почему Мать Церковь на каждом богослужении молит о даровании каждому из чад своих "христианской кончины, безболезненной, непостыдной и мирной, и доброго ответа на Судилище Христовом". Святые отцы вместе с пророком Давидом учат нас молиться в течение жизни такими словами: "Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой". А век наш есть поприще покаяния, которое единственное поставляет нас пред лицо Божие. Иные больные, чувствуя тяжесть предсмертного креста, помышляют о самоубийстве - как разрешении положения: и родных освобожу, и сам отмучаюсь. Такие черные и ложные мысли может подсказывать только человекоубийца-диавол - он-то хорошо знает, что самоубийцы как своевольники и отступники лишаются милости Божией, подобно разбойнику-хулителю, распятому слева от Креста Христова. На "просвещенном Западе" все более и более распространяется метод так называемой эвтаназии. Под этим псевдонаучным словом именуется узаконенное самоубийство, когда по просьбе больного специальный аппарат вводит в него яд и он умирает. Вот до чего может додуматься ослепленный неверием разум! Собственными руками - в преисподнюю! Какая хула на Христа, победившего смерть, и на Его спасительную благодать! Нет, наш путь иной - молитвы, терпения, благодарения Бога, который приходит на помощь истинным рабам Своим в последний час, по слову Евангельскому: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Расскажу вам в заключение о том, как исходит душа православного христианина к Богу и какие искушения должно ей претерпеть на этом последнем экзамене. Никто никогда не сможет объяснить, как душа соединена с телом - это тайна премудрости Божией. Но только приходит время нашему телесному составу распасться и обратиться в прах - до времени всеобщего воскресения на Страшном Суде Божием. Наступает час, когда душа чувствует, что Сам Господь призывает ее к Себе. Связывается немотой язык, холодеют телесные члены, меркнет взор. Как важно, чтобы в эти минуты домашние не суетились, но молились об облегчении предсмертной туги и безболезненном исходе души страждущего. Окружившим смертный одр кажется, будто жизнь в близком человеке замерла, а на самом деле бессмертная душа и мыслит, и видит, и слышит, и осознает себя! Только уже не может воспользоваться своим обычным орудием - телом, покидаемым на время до его воскресения. Если болящий заблаговременно исповедован и причащен священником Святых Тайн, то Господь дивно умягчает предсмертные страдания и душа христианская, сияя блистанием благодати, кротко разлучается с телом. О такой смерти говорят: легкая, благодатная кончина. Обычно духовное состояние человека отпечатлевается неким образом в телесных чертах лица. Мне, священнику, приходилось видеть такие светлые и прекрасные лица только что преставившихся православных христиан. Эти лица были овеяны такой неземной красотой и радостью, что мое сердце вместе с печалью исполнялось тихой и благодатной отрадой. А теперь перечислю, хотя бы кратко, главные духовные искушения, связанные с кончиной. Думаю, никому из благомыслящих читателей нелишне будет об этом узнать. Чаще всего умирающие бывают искушаемы духом уныния и отчаяния от сознания тяжести и обилия своих грехов. Диавол, падший ангел, особенно старается умалить в уме христианина безграничную милость Господа к Его кающимся ученикам. Покоряться этому ложному духу нельзя. "Господи, я немощен и слаб. Но всегда каялся в грехах своих и по силе старался исправиться. Твоей милостью и благодатью грехи мои отпущены в таинстве исповеди. Твердо верую, что Ты, Создатель мой, меня очистишь, помилуешь и спасешь!" Так будем мыслить, так верить, так молиться - и искушение отойдет от нас... Иные поддаются духу тщеславия. Вместо того, чтобы каяться, перечисляют в уме и вслух свои добрые дела, обращают на это внимание родственников. Нерассудительно и даже опасно делать на земле добрые дела на виду у людей. Страсть тщеславия подобно ядовитой змее отравляет своим ядом намерения человекоугодника. Каковы будут изумление и ужас на Страшном Суде, когда обнаружится, что все дела милости уничтожены геенским огнем из-за духа тщеславия и самовозношения, которым они были проникнуты. Сохрани нас, Господи, от пагубного самообольщения. Ведь никто из нас не оправдывается перед Тобою делами - а единственно верой и благодатью, даруемой за веру! Дел же добрых мы не имеем. А что было - так это Твой дар, Господи! Наконец, может последовать искушение от самого духа злобы, которому иногда попущено бывает являться в призрачном обличьи небожителя или в собственном ужасном образе. Ни в коем случае не должно ни проявлять какого-либо интереса к подобным видениям, ни вступать в беседу с явившимся, если мы не хотим быть обманутыми сатаной. Но, потупив очи, подобает смиренно и спокойно молиться, призывая на помощь Христа Спасителя, Пречистую Богоматерь, Ангела Хранителя и святых угодников Божиих, покуда наваждение не исчезнет. Верен Господь, который не попустит врагу нашего спасения прельстить нас, если мы явим должную веру, мужество и рассудительность! Последний же наш вздох, исполненный любви и надежды на Господа, преподан всем ученикам их Благим Учителем со Креста: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой! Аминь".

XXIII. Душа после смертиПо-разному мы говорим о том, кто вчера еще был с нами... "Отошел, умер, скончался, преставился, перешел в иной мир, почил о Бозе". Но как бы ни сказать, за тем, что произошло, стоит тайна. Я не знаю, доводилось ли кому из моих читателей присутствовать при кончине близкого человека. Но только когда она свершается и душа переходит за хрупкую грань земного бытия в мир духовный, наступает внезапно великий покой. Позади осталось предсмертное томление, борение труженицы-души с разрушающимся телесным составом. Как птица, бьющаяся в тесной клетке, наконец вырывается из нее, так и душа, измученная страданиями, вдруг обретает свободу - и облегченно вздыхает. Свершилось! И если скончался истинный христианин, с надеждой на Господа и верой в жизнь вечную, присутствующим при исходе благочестивой души Бог дает Свою благодать. В наступившей молитвенной тишине никто не промолвит ни единого лишнего слова. Близкие и родные, провожавшие новопреставленного, ощущают мир Христов в своем сердце. Кажется, что узы любви с усопшим стали еще теснее, еще крепче. Верующие словно чувствуют рядом с собой присутствие души, светлой, торжествующей, празднующей день своего духовного рождения. Да-да, духовного рождения, по отношению к которому вся земная жизнь была лишь подготовкой! И если младенец, исходя из утробы матери плачет, то боголюбивая душа-христианка радуется, ликует, будучи уверенной в милости Господа, которому до последнего издыхания служила в теле - верой, надеждой и любовью. Три дня по учению Церкви душе дано пребывать рядом со своим телом. И как ни просвещена она ведением Закона Божия, сколь бы твердые и определительные понятия о Вечности ни усвоила из уст Матери Церкви, выйдя из тела, удивляется удивлением великим тому, что открывается ее взору. Позволь ей вновь войти в свое тело и поведать обо всем, что она видела и слышала там, у нее не нашлось бы слов, которые могли бы передать тайну того мира. "...Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". И первое, что поражает душу - ее свобода по отношению к телу! Как это так? Я лежу, и я стою?! Я мертвая, и я живая?! (Не тотчас привыкает она к новому своему бытию.) Вот столпились у моей кровати родные, кто-то из них едва сдерживает рыдания, на истомленных лицах - печать скорби. А мне, восклицает боголюбивая ученица Христова, так хорошо, так легко! Она пытается сказать им что-то, прикоснуться - но живущие в теле не внемлют и не чувствуют этого. Разделение между двумя мирами определено Самим Богом! И только вера прозревает тайны загробного бытия. Говорят, что до церковного отпевания благочестивые души новопреставленных стремятся пребывать в тех местах, где преимущественно во дни земной жизни они насыщались Божией благодатью. Им дано свободно преодолевать земное пространство, никакие вещественные преграды уже не имеют для них значения. В дивном сиянии предстает им родной приходской храм! Душа испытывает неизреченное блаженство при звуках песнопений и, слушая молитвы, просвещается благодатью Духа в такой степени, что напоминает собой солнце. "Как могут иные из пришедших в храм пребывать в такой слепоте?" - вопрошает себя душа и ужасается мрачному духовному состоянию некоторых людей, бесстрашно беседующих между собой во время богослужения. Представьте себе, дорогие читатели, Богом дано душе видеть и то, что обыкновенно сокрыто от нас, пока мы пребываем в теле. Но вот свершается отпевание. В погребальных песнопениях Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов новопреставленного раба Божия и даровании ему милости у Всемогущего Судии. Мне не дано, по грубости ума и сердца, уразуметь и выразить словом, сколь прекрасен наш Ангел Хранитель, который в течение всей земной жизни христианина наставляет и просвещает его ведением воли Божией, а после исхода берет душу под свою непосредственную опеку. Святые угодники Божий описывают его как дивного светозарного юношу в длинных белоснежных ризах, опоясанного по груди крест-накрест диаконской лентой - орарем, и с двумя могучими крылами за спиной. Говорят, что никто не может, пребывая в теле, лицезреть своего Ангела, такой Божественной славы и величия исполнены небожители. Впрочем, Церковью дано замечательное средство общения с нашим небесным наставником - молитвенный канон Ангелу Хранителю. (Это молитвенное последование можно найти в православном молитвослове, где обыкновенно помещаются помимо утренних и вечерних молитв каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и правило к Святому Причащению.) Благочестивые христиане, всякий раз готовясь к Святому Причащению читают этот канон, прося святого Ангела приблизиться к ним, осенить их ум, умирить сердце и отогнать злых духов, непрестанно злоумышляющих против чад Божиих. Если душа имеет милость у Господа, то Ангел Хранитель удостаивает ее беседы, много просвещает ее ведением тайн загробного мира, а главное, своим светоносным мечом защищает от темной силы, демонов, которые еще не теряют надежды, если уличат душу в нераскаянных грехах, завладеть ею. После отпевания и погребения тела усопшего по православному обычаю Ангел Хранитель повелевает душе начать восхождение к Престолу Божию. Целых сорок дней по земному исчислению времени продолжается таинственное и страшное путешествие, которое никому из христиан не удалось бы пройти благополучно, если бы не покрывающая и защищающая их благодать Господня, усвоенная воинами Христовыми чрез подвиги покаяния, причащения, молитвы и дела благочестия. "Блаженны мертвые, - сказано в книге Откровения, - умирающие о Господе... дела их идут вслед за ними!" О тех же, кто при земной жизни проявлял небрежение к исполнению заповедей и омрачил душу и тело нераскаянными грехами, сказано иначе: "Смерть грешников люта, ибо страшно впасть в руки Бога Живого!" Ангел Хранитель показывает достойной душе горние обители и знакомит с небесной славой угодников Божиих. Если душа на земле особенно чтила кого-либо из святых, молилась им, посещала их гробницы, ей дано бывает великое утешение встретиться с ними лицом к лицу.Теперь вы понимаете, друзья, почему Господь в Евангелии повелевает скорее мириться с соперником, пока мы еще на пути к кончине? Соперником Он называет неподкупную совесть, то обличающую нас за грехи и дурные поступки, то оправдывающую, когда мы каемся и исправляем нашу жизнь и творим добро. Смотри, предупреждает каждого из нас Господь, чтобы "соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта". Не попусти, о Милосердный Боже, светоносным Твоим ангелам ни на минуту тогда отлучиться от нас, дабы злые и нечистые духи не восторжествовали победу свою над нами! Вид их настолько ужасен, что душа готова была бы лучше умереть (что невозможно), только бы не созерцать их страшные звероподобные лица. Скажу вам, что Сама Пречистая Дева Мария, не сотворившая при жизни ни единого греха, незадолго до блаженной кончины Своей молила Господа, дабы Он избавил Ее от видения злых духов. Вот почему столь великое значение имеет церковная и домашняя молитва за новопреставленных. В храмах усердными родственниками и друзьями почившего обыкновенно служатся панихиды, как правило, на девятый и сороковой день, а дома читают Священную Псалтирь, богодухновенные псалмы царя Давида, многие из которых христиане знают наизусть. Существует и благочестивый обычай раздавать милостыню об упокоении души скончавшегося христианина. А самым значимым образом поминовения является соборная молитва на Божественной Литургии, главной церковной службе, во время которой священнослужители опускают в Святую Чашу со Святыми Дарами во оставление всех грехов почившего частицы, вынутые из просфор за упокой души. Показываются душе и мрачные темницы ада, она убеждается в безотрадности состояния человеческих душ, скончавшихся в безверии с тяжестью смертных грехов, лежащих на совести. Лишь хранимая покровом ангельских крыл может душа пройти эти страшные места. Вы спросите: "А почему именно на девятый и сороковой день по кончине служатся в храмах панихиды по новопреставленному?" В ответ Церковь откроет вам тайну: на девятый день благочестивой христианской душе даровано бывает воздать поклонение Владыке Христу, Царю неба и земли. О нераскаявшихся же и связанных смертными грехами людях в этом отношении ясно изрекает библейский пророк Исаия: "...нечестивый... не будет взирать на величие Господа". А в сороковой день (в земном исчислении времени) Все описанное и рассказанное мною, друзья, есть учение Церкви о тайнах загробного бытия. В душе внимательных читателей возникло много вопросов. С Божией помощью отвечу лишь на некоторые из них. Дано ли душе православного христианина и после сорокового дня лицезреть Господа Иисуса Христа в ожидании Страшного Суда? Этой честью, по свидетельству Священного Писания, наслаждаются лишь святые мученики, пролившие кровь свою за исповедание веры Христовой. За кого из усопших православных христиан преимущественно молится Святая Церковь на Божественной Литургии? За тех из них, которые при жизни каялись в своих грехах, но все-таки не вошли в состояние святости и духовного совершенства. Милосердный Господь принимает молитвы Церкви за Своих чад и по бесконечной благости и человеколюбию просвещает души усопших, даруя им изменение к лучшему, водворяя в места упокоения. Почему Церковь не молится за самоубийц, сознательно наложивших на себя руки? Потому что, в силу своей ожесточенности и озлобления, они не могут и не хотят принять за себя умилостивительную жертву. О Всемилостивый Боже и Господи наш, Иисусе Христе! Да не будет нам во осуждение ведение тайн Твоих, но усоверши нас, чад Церкви Твоей, духовным совершенством, да невозбранно прошедши воздушных истязателей, обретем милость у Тебя, Праведного Судии нашего, молитвами Пречистой Матери Твоей и святых Ангелов Хранителей наших и всех святых, от века тебе благоугодивших! Аминь.XXIV. Страшный Суд ХристовУбежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. "...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам". Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное. "И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются". "...После скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего... Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные". (Здесь Священное Писание говорит о явлении на небесах светоносного креста, который приведет в ужас всех противившихся Богу и Его заповедям. Для христиан же то будет великим ободрением и свидетельством близости второго пришествия Господа.) "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше". (Этими словами Спаситель утешает своих последователей, в награду за благочестие хранимых Божией благодатью от искушений антихристова времени.) "...И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою". "...Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого". (Не будет никого, от кого утаилось бы второе пришествие Господа). "И пошлет (Господь) Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их". (Евангелист свидетельствует о собрании к Престолу Господню и живых и мертвых, воскрешенных силою Духа Святого.) "Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется". (Люди с душой, оскверненной грехами и пороками, останутся пребывать в страхе и ужасе внизу, а благочестивые будут силой Божией, словно легкокрылые орлы, подняты навстречу Господу, грядущему со Ангелами Своими.) "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого". (Господь угрожает невоздержанным близостью и внезапностью Своего Суда, но и ободряет нас, говоря, что и волос с головы учеников не упадет без воли Божией. Молящиеся непрестанно и все претерпевшие до конца будут сохранены от зла и спасены Божией благодатью.) Перед Страшным Судом наступит и космический катаклизм, когда всемогуществом Божиим обновлены будут небо и земля. Вот как говорит об этом Слово Божие: "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". А теперь повествование о самом Суде Господнем святого Иоанна Богослова: "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим". (Святой Апостол Иоанн Богослов открывает нам тайну воскресения мертвых и суда над всеми людьми, начиная от Адама и кончая последним живущим на земле.) Если же кто хочет узнать, как именно свершится воскресение мертвых, то в Библии мы обретаем пророчество Иезекииля, древнего вещего пророка Израиля, которому в глубокой древности Бог открыл эту непостижимую тайну оживления наших тел. "Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, - и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, - и оживете, и узнаете, что Я - Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, - и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище... Изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... И вложу в вас дух Мой, и оживете... и узнаете, что Я - Господь, сказал это - и сделал..." А пророк Осия, провидя чудо воскрешения, свершенное силой Господа Вседержителя, восклицает: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Значит, все души человеческие, пребывающие в хранилищах Божиих, воссоединятся со своими воскрешенными телами. Дивное и страшное событие. Праведники, по слову Господа, воссияют, как солнце. Самые тела их будут одуховлены, легки и светоносны! Насколько прекрасными окажутся благочестивые христиане, настолько страшными и отвратительными будут те, кто всю земную жизнь провел во грехах, совершенно затмив страстями злобы, гордости и блуда искру Божией благодати, данной во святом крещении. Тела нераскаявшихся грешников окажутся подобными мрачным и зловонным гробам. Души ни за что бы не вошли в эти оскверненные грехом сосуды тела, если бы не сила Божия, которая понудит каждого воссоединиться со своим телом. О какой ужас обымет тогда грешные души! Все их беззакония, свершенные на земле под покровом ночи, все тайные их дела окажутся выставленными на обозрение вселенной! Пожелают сокрыться тогда грешные и не возмогут и скажут горам и камням: "падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" И если мы страшимся этой участи, то должны на земле научиться ходить пред Богом, то есть все делать как пред лицем Христа, помышляя, что Его всевидящие очи испытуют даже тайные желания и намерения наши. Святой Евангелист Матфей свидетельствует о том, как именно будет свершаться последний Суд Божий, в точности запечатлев притчу Господа о Суде Его: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Это повествование надлежит нам, друзья, навсегда удержать в памяти. От того, забудем ли мы его тотчас по прочтении или станем выверять по нему каждое слово, каждый поступок, свершаемый на земле, зависит участь наша в вечности. Вострепещи, человек, представляя, что вот посылаются эти люди в муку не за то, что они блудники, или убийцы, или сребролюбцы, не за то, что совершили другое какое-либо злодеяние, а за то, что не сделали никакого добра. Если будем бездействовать, тогда как совесть побуждает нас сострадать ближнему и творить дела милосердия, - на Страшном Суде увидим гневный лик Агнца, Которому не дали пищи и воды, Которого не приняли в дом и не посетили в больнице. Насколько же смиренны истинные праведники - они даже не помнят сделанных ими добрых дел, тем более из скромности не признают себя питавшими Господа! Заметим, что Бог не для людей уготовал огненное мучение и не для нас уготовал наказание, а для диавола, но мы сами себя делаем заслуживающими наказания. Так как демоны безжалостны и расположены к нам недружелюбно, то соответствующим образом удостаиваются подобного наказания и те из людей, которые имеют сходное свойство и за дела свои подверглись проклятию. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Спаситель наш и Судия! Ты сказал пречистыми устами Своими: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Облеки нас в любовь Твою, да со всем усердием поищем на земле угодить Тебе, милостью служа ближним нашим, меньшим братьям Твоим. Суд без милости не сотворившим милости, любовь же спасает от смерти и покрывает множество грехов. Не осуди нас, грешных, но заступлением Пречистой Матери Твоей постави и нас на Судилище Страшном одесную Себе, да со всеми святыми услышим блаженный глас Твой в оный час: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!" Аминь.