Уроки Закона Божия для детей

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

План. Принадлежность всего в мире Богу; необходимость молитвы перед принятием пищи и после него. Причина благодарения Иисуса Христа и объяснение первого предложения послеобеденной молитвы. Объяснение второго предложения. Необходимость памятования о душе и вечной жизни. Заучивание молитвы. нравственное приложение. З. Вы знаете, что все на свете Божие, поэтому всякое дело нужно начинать молитвой. Знаете, что перед едой нужно читать молитву Господню. Если нас кто-нибудь покормит, мы благодарим того человека. Но прежде всего за пищу нужно благодарить Бога, потому что все, что есть на свете,- Божие. Чье все на свете? Поэтому чем нужно начинать всякое дело? Какую молитву нужно читать перед едой? Что мы делаем, когда нас кто-нибудь покормит? Кого нужно благодарить прежде всего? Молитве Господней научил нас Господь Иисус Христос. Эту молитву мы читаем перед едой, поэтому после еды мы благодарим Христа Бога нашего. Молитва после еды так и начинается: Благодарим Тя, Христе Боже наш… Встаньте и повторите эти слова. Кого мы благодарим в этой молитве? Почему благодарим Иисуса Христа? Мы благодарим Бога после еды за то, что Он насытил нас пищей. Пища в молитве называется земными благами, а потому вместо слов «насытил нас пищей» говорится: насытил еси нас земных Твоих благ. За что мы благодарим Бога после еды? Как называется в молитве пища? Как говорится в молитве «насытил нас пищей»? Пока мы живем на земле, нам нужна пища, а когда умрем, то мы есть не будем, но наши души все-таки будут жить. Не все души людей будут жить одинаково: кто жил на земле свято, тот после смерти будет жить хорошо, в Царстве Небесном, а кто грешил, тот будет мучиться. Пища нам нужна для теперешней жизни, но никогда не надо забывать и о будущей жизни души. Скотине, когда она сыта, думать не о чем: у нее нет бессмертной души, у нее только одна жизнь на земле, а у человека есть душа, которая никогда не умрет и будет жить без конца. После пищи человеку делается хорошо, но он никогда не должен забывать, что пища нужна только для тела и что душа главнее тела. Поэтому мы после еды благодарим Бога за пищу и просим Его, чтобы Он не лишил нас и Небесного Царства. В молитве мы говорим:… не лиши нас и Небесного Твоего Царствия. Пока мы живем, что нам нужно? Нужна ли будет нам пища после смерти? Тело наше умрет, а душа? Как мы будем жить после смерти? Как будут жить грешные люди? Как - праведные? Где живут праведные после смерти? Что главнее - душа или тело? Почему душа главнее? Чего нам нужно просить у Бога для души? Как мы об этом просим в молитве после еды? Заучим теперь всю молитву после еды. В этой молитве мы благодарим Иисуса Христа за то, что Он насытил нас пищей, и просим Его, чтобы Он дал нам Царство Небесное. Про него забывать не надо никогда. Какой толк, если мы здесь сыты и живы, а потом попадем в муку вечную?

Урок 29. Объяснение праздника Сретение Господне

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

План. Название праздника; жертвоприношение за первенца по ветхозаветному закону; единство храма у евреев; путешествие Богоматери в Иерусалим; праведный Симеон; его встреча Спасителя и его слова; Анна пророчица и ее пророчества. Урок делится на три части: две первые - рассказ и повторительные вопросы, последняя - нравственное приложение. З. Через N дней у нас будет праздник Сретение Господне. Так он называется по-славянски, а по-русски его можно назвать «Встреча Господа». Праздник этот установлен в память о встрече Господа Иисуса Христа, когда Он жил на земле. Теперь я вам и расскажу о том, кто и где встретил Иисуса Христа. Иисус Христос родился в каком городе? В какой земле? У евреев было положено в 40-й день, после рождения первого мальчика, матери приходить в храм вместе с ребенком. Мы теперь в церкви покупаем и зажигаем свечи, а у евреев полагалось сожигать Богу в жертву теленка, или барана, или голубей. Божия Матерь принесла двух голубей. Какой праздник скоро будет у нас? Как можно по-русски назвать Сретение Господне? Какой закон был у евреев при рождении первого мальчика? Что приносили тогда в храм с ребенком? Зачем их приносили? Что принесла Дева Мария вместе с Иисусом Христом? У нас теперь церкви есть в каждом селе, а у евреев храм был только один - в городе Иерусалиме. Поэтому Дева Мария к 40-му дню после рождества Христова пришла из Вифлеема в Иерусалим. В то время там жил старый человек святой жизни - Симеон. Бог ему сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами Иисуса Христа. В тот день, когда Дева Мария принесла Иисуса Христа в храм, туда Бог велел прийти и Симеону. В храме Симеон встретил Иисуса Христа, взял Его на руки и сказал: «Теперь, Господи, мне пришло время умереть, потому что я видел Спасителя»[1]. Кроме Симеона встретила Иисуса Христа в храме еще праведная старушка Анна. Она говорила, что Младенец есть Иисус Христос - Спаситель[2]. Много ли храмов было у евреев? Где был этот храм? Откуда пришла Дева Мария в Иерусалим? Кто в то время жил в Иерусалиме? Что ему Бог сказал? Кто велел прийти Симеону в храм, когда пришла туда Дева Мария с Иисусом Христом? Что он сделал, когда встретил Иисуса Христа? Что он сказал? Почему он это говорил? Кто еще встретил в храме Иисуса Христа? Что она говорила? Теперь я вам покажу картину, а вы укажите, где здесь Дева Мария, где праведный Симеон, где праведная Анна? А не догадаетесь ли, кто вот этот старый человек (Иосиф)? Что он держит в руке? Что есть в корзинке? Теперь сообразите, почему праздник называется Сретение Господне? Праведный Симеон рад был, что встретил Спасителя и радовался, что ему пришло время умереть. Кто живет свято, тому смерти бояться нечего: ему на земле хорошо жить и после смерти будет хорошо. Кто хочет себе добра, тот живет свято, по Божиему закону. Ср.: Лк. 2, 29-31.- Ред.^ См.: Лк. 2, 32.- Ред.^

Урок 30. Беседа перед говением о посте, говении и исповеди

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

План. Повод к беседе; название поста Великим. Причины такого названия; установление поста Иисусом Христом. Говение - постная пища и церковная молитва; ее преимущества перед домашней. Причины воздержания в пище. Время говения; исповедь. Установление таинства покаяния Спасителем. Приложение. З. Скоро, дети, настанет Великий пост. Он идет семь недель, и последняя неделя называется Страстной. Вы, конечно, знаете, что постом называется такое время, когда мы едим постную пищу. Слово великий значит «большой». Этот пост называется большим потому, что он длиннее всех, и еще потому, что после него бывает самый большой праздник - Пасха. Великий пост установил Иисус Христос. Он после Своего Крещения ничего не ел 40 дней и 40 ночей. Бог постился и нам велел. Но нам трудно ничего не есть столько времени, а потому мы постимся только тем, что не едим скоромного. Сколько времени идет Великий пост? Как называется седьмая неделя? Что значит слово великий? Почему этот пост называется Великим? Кто установил Великий пост? Как Он постился? Как мы постимся? В Великий пост хорошие христиане говеют, исповедуются и приобщаются. Вы тоже будете говеть, исповедоваться и приобщаться. Теперь мы и поговорим, как люди говеют, зачем исповедуются и чего приобщаются. Когда люди говеют, то они ходят каждый день в церковь, молятся Богу, едят меньше, чем всегда, и стараются меньше грешить. Когда человек молится Богу, то он с кем говорит? Богу мы, конечно, ничего плохого не скажем, поэтому чем больше мы молимся, тем меньше говорим и думаем про плохое. Мы всегда работаем для своего тела, но у нас есть еще и душа; нам нужно и для нее поработать. Наша молитва и есть работа для души. Молиться в церкви всего лучше, потому что там идет служба, там много икон, и много народа молится вместе. Когда много народа делает одно дело, то работа идет спорее. Потому-то мы в праздник и во время говения ходим в церковь. Что делают хорошие христиане в Великий пост? Куда они ходят молиться? Сколько едят во время говения? О чем стараются? Зачем нужно больше молиться? Для чего мы работаем, когда молимся? Почему молиться в церкви лучше, чем дома? Во время говения, кроме молитвы, люди стараются меньше есть и меньше грешить. Меньше едят люди потому, что сытому молиться тяжело. Когда человек поест много, то ему хочется спать, а не молиться. Святые люди, которые постоянно молились, ели только по одному куску хлеба да и то не каждый день. Когда мы говеем, то просим у Бога прощения в грехах. Какой же толк будет в нашей молитве, если мы во время говения будем грешить, как и всегда? Стало быть, кто говеет, тому нужно постоянно помнить о Божием законе и меньше грешить. О чем стараются люди во время говения, кроме молитвы? Почему они меньше едят? Чего хочется сытому? Сколько ели святые люди? Почему во время говения нужно особенно стараться жить праведно? Обыкновенно люди говеют с понедельника до пятницы, а в пятницу исповедуются. На Страстной неделе говеют только до среды. Почему исповедуются на Страстной неделе в среду, вы после узнаете. Говеющий подходит в церкви к священнику, кладет два земных поклона перед иконой, кланяется священнику и сказывает ему свои грехи. Потом священник читает молитву и прощает говельщику грехи. С какого по какой день говеют? Что делают в пятницу? Что делают, когда приходят исповедоваться? Что делает священник? Священник прощает грехи потому, что ему дал эту силу Сам Бог. Когда Иисус Христос жил на земле, Он сказал Апостолам: «Какие грехи вы простите, те и Бог простит, а какие не простите, те грехи и Бог не простит»[1]. Апостолы прощали грехи сначала сами, а потом дали силу прощать грехи и другим людям: архиереям и священникам. Священник услышит, какие грехи есть за нами, и узнает, можно их простить или нет. Затем мы и сказываем наши грехи священнику. Кто дал силу священнику прощать грехи? Что сказал Иисус Христос Апостолам? Кто сначала прощал грехи? Кому эту силу дали потом Апостолы? Зачем мы сказываем наши грехи священнику? Когда мы говеем, мы готовимся к исповеди: молимся Богу и припоминаем, в чем мы грешны перед Ним. Когда священник простит наши грехи, мы причащаемся. О причащении я скажу вам в другой раз. Если мы не будем исповедоваться, то грехов на нас накопится много. Хотя мы и после исповеди опять грешим, но чем чаще исповедуемся, тем у нас грехов станет меньше. Когда у нас запачкается тело, мы моемся в бане. После бани мы опять пачкаемся, но, чем чаще моемся, тем тело наше бывает чище. Душа наша грязнится грехами, а исповедью мы их смываем с души. Ср.: Ин. 20, 23.- Ред.^Урок 31. Беседа о таинстве причащенияМетодические указания и конспекты уроков по Закону Божию План. Установление таинства причащения. Таинство причащения - воспоминание о Спасителе. Вещество при таинстве. Совершение таинства в христианской церкви. Повторение. Приложение. З. В прошлый раз мы говорили, что после говения христиане исповедуются, а потом приобщаются. Причащаться нам велел Господь Иисус Христос. Вы знаете, что Он жил на земле и умер. Накануне Своей смерти Иисус Христос пришел в Иерусалим со всеми 12-ю Апостолами. Он знал, что скоро умрет, и потому захотел проститься со Своими учениками. Для этого Иисус Христос велел припасти ужин в одном доме и пришел туда к вечеру. Когда все сели за стол, Иисус Христос взял пшеничный хлеб, благословил его, разломил, раздал куски Апостолам и сказал: «Возьмите, ешьте, это - мое Тело, которое разламывается за вас для прощения грехов»[1]. Потом взял чашу с красным вином, дал ее Апостолам и сказал: «Пейте из нее все, это есть Кровь Моя, которая проливается за вас и за многих для прощения грехов»[2] Кто велел нам приобщаться? Куда пришел Иисус Христос накануне с воей смерти? С кем Он пришел? Что Он захотел сделать? Что велел припасти? Когда пришел в дом? Что сделал Иисус Христос, когда все сели за стол? Что взял прежде? Какой хлеб? Что сделал с ним? Что сказал? Что взял потом? Какое было вино в чаше? Кому дал чашу? Что Он сказал? Апостолы съели хлеб и все вместе выпили вино из чаши. Они на вид ели хлеб, а на самом деле это было Тело Христово; пили Апостолы из чаши на вид красное вино, а на самом деле это была Кровь Христова. Значит, Апостолы причастились Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Когда они причастились, Иисус Христос сказал: «Это делайте всегда на память обо Мне»[3]. Апостолы слушались Иисуса Христа, причащались Тела и Крови Христовой и велели причащаться всем христианам. Что сделали Апостолы? Что они ели и пили по виду? Что это было на самом деле? Значит, они причастились чего? Под видом чего? Что тогда сказал им Иисус Христос? Что потом сделали Апостолы? Как велели делать Иисус Христос и Апостолы, так и теперь мы делаем: мы причащаемся под видом хлеба и вина Тела Христова и Крови Христовой. Мы причащаемся во время Литургии. Всякий раз, когда служат Литургию, приготовляют пшеничный хлеб и красное вино. Этот хлеб называется просвирой или, вернее, просфорой. Хлеб делается во время обедни Телом Христовым, а вино тогда же делается Кровью Христовой. Причащаться можно каждый раз, когда служится Литургия, а хворых людей причащают и в другое время. Для этого Тело и Кровь Христова берегутся всегда в церкви. Когда придете в церковь к Литургии, то слушайте те самые слова, которые сказал Иисус Христос, когда причащал Апостолов. В церкви эти слова говорит священник по-славянски так: Приимите, ядите… Пийте от нея вси… Как сказать эти слова по-русски, вы уже знаете. Я сейчас буду говорить по-славянски, а вы говорите по-русски. Ученики хором переводят приводимые слова. Кто нам велел причащаться? Когда мы причащаемся, во время какой службы? Что приготовляют для Литургии? Чем они делаются? Чего мы причащаемся? Когда причащают больных? Для этого что делается? Как сказать по-русски слова: Приимите… Пийте от нея?… Когда они говорятся? Кто их говорит? После этого все содержание урока передается законоучителем связно. Иисус Христос велел причащаться всегда в память о Нем. Христианам всегда надо помнить об Иисусе Христе. Без Него мы не получим Царства Небесного, а потому, кто не причащается, тот забывает Иисуса Христа и, значит, Царства Небесного не получит. Никогда не ленитесь, дети, говеть и причащаться. См.: Мф. 26, 26; Мк. 14, 22; Лк. 22, 19.- Ред.^ См.: Мф. 26, 27-28; Мк. 14, 23-24; Лк. 22, 20.- Ред.^ Ср.: Лк. 22, 19.- Ред.^Урок 32. Молитва за живых и умершихМетодические указания и конспекты уроков по Закону Божию План. Побуждение для любви к родителям. Проявление ее в послушании и молитве. Предмет молитвы за живых. Название людей в молитве рабами. Текст молитвы за живых. Повторение содержания молитвы. Состояние душ умерших людей. Условие упокоения душ. Молитва за них живых. Содержание ее, текст ее. Приложение. З. В каждой семье детей поят и кормят отец с матерью. Они хлопочут о детях потому, что любят их. Поэтому и детям нужно любить отца и мать. Любовь к ним мы можем показать тем, что будем слушаться их и молиться за них. Пока они живы, нужно молиться, чтобы Бог сберег или спас их от всякой болезни, от нужды и горя и простил бы им их грехи. В молитве мы называем всех людей рабами Божиими. Почему нужно любить отца и мать? Чем мы можем показать любовь к отцу с матерью? О чем нужно молиться, когда они живы? Как называются люди в молитве? За живых отца и мать нужно молиться так: Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих… Здесь нужно назвать имена отца и матери, положить на себе крест и сделать поклон. Этой же молитвой можно молиться и за других живых людей: сказать слова: Спаси, Господи, и помилуй, а потом прибавить имена тех, за кого мы молимся. Чего мы просим в этой молитве у Бога для людей? Прочитайте ее. Вы знаете, что души людей после смерти тела не умирают, а живут по-разному: одни живут спокойно, а другие мучаются за свои грехи. Когда люди молятся, чтобы Бог простил грехи, то Бог их прощает. Если Бог простит грехи умершему, то душа его мучиться перестанет и будет жить покойно. Поэтому мы в молитве и просим Бога, чтобы Он дал умершим людям жизнь покойную. Молитва за умерших читается так: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих… После этих слов говорятся имена тех людей, за которых мы молимся. Как живут души людей после смерти тела? Как будет жить душа, когда Бог простит ей грехи? Чего мы просим у Бога за умерших людей? Как читается молитва об этом? Встаньте и прочитайте ее, прибавив имена ваших умерших родных. Бог нам велит почитать отца с матерью, поэтому нужно слушаться их и молиться за них Богу. Пока они живы, мы молимся, чтобы Бог дал им здоровье, а когда умрут, чтобы Он дал их душам покой. У нас есть молитвы за живых, по-другому - молитвы о здравии, и молитвы за умерших - или за упокой. Когда, дети, вы молитесь Богу, читайте и эти две молитвы.